Богато лето в Казым-Мысовском крае на природные подарки, которые местные жители с благодарностью принимают

Возвышаясь над рекой, стоит на крутом мысу деревня Казым-Мыс – южная точка Шурышкарского района и всего Ямала. Крепко держат обрыв корни кедров, возраст которых уже перевалил отметку в век. Обрамляет деревню густой лес, он лишь проезжему путешественнику кажется непроходимым. Местные же жители давно его «приручили», изведали ягодные и грибные места.

На дворе июль – морошковая пора. Собирать «арктическую малину» по-разному. Легче в начале: ягода крупная, лукошко или ведро набирается быстро. Потом становится труднее – спелая, мягкая, она давится под пальцами собирающего. Ягоды замораживают, тогда даже морозной зимой на столе появляется оранжевая тарелочка с летним ароматом, варят варенье. Идут в ход листья и чашелистики, из них получается удивительно полезный и душистый чай. Оранжевый солнечный оттенок – и на шляпках подосиновиков. Их уже сейчас, в середине лета, можно найти в окрестном лесу. К осени же за «красноголовиками» и другими грибами развёрнется настоящая, хоть и тихая охота.

Прямо в деревне, у заброшенных и жилых домов расстилаются пурпурно-красные поля иван-чая. Из листьев растения, после сушки, готовят чай, который называют «копорским», по названию местности в Петербургской губернии, которая в давние времена стала центром его производства и распространения. Особых премудростей в сборе иван-чая нет. Заготавливают его в июле – начале августа. Собранные листья нужно пропустить через мясорубку и высушить в духовке. Чай, сложенный в стеклянную банку или берестяную коробку, стоит выдержать примерно месяц. И пока для приехавших в деревню гостей яркие, в половину человеческого роста, заросли становятся фоном летних фотографий, местные жители собирают растение впрок, чтобы зимой, под завывание вьюги, устраивать ароматные чаепития.

Валентина Никитина.
Фото Татьяны Паршуковой.