Здесь всё «дышит» историей: пожелтевшие от времени фотографии, костные останки мамонта – череп, бивень в натуральную величину, старинный утюг, прялка, печатная машинка, коллекция самоваров, книга знаменитого путешественника и знатока животного мира Альфреда Брема, который дважды побывал в Кушевате…

Мы в музейной комнате – центре духовной жизни села Горки. Её история началась в 2011 году. Создателем и руководителем места, где старина соседствует с недавним прошлым, является Павел Михайлович Гудков. Уроки мужества, классные часы, экскурсии, проведённые педагогом, «погружали» горковских школьников в удивительный мир истории. В фондах музея около двух тысяч экспонатов и у каждого своя история.

Идея создания музейной комнаты витала давно. Ещё в старом здании школы у нас был кабинет «с элементами музея». Руководителем там была Любовь Петровна Липатникова. На уроках обществознания мы с ребятами изучали раздел по краеведению «Человек в своём доме» из моей программы. К тому времени я написал очерки по истории Кушевата, по истории Горок, «Историческая топонимика», был накоплен материал по гражданской войне на Севере, – рассказывает учитель.

Первыми экспонатами музейной комнаты стали личные вещи из родительского дома Гудковых. Постепенно она пополнялась разными предметами: музыкальные инструменты, охотничьи принадлежности, посуда, оружие, орудия труда, одежда, обувь, школьные приборы, исследовательские работы.

Когда же школа переехала в новое здание, в старом освободились помещения – кабинет и лаборантская. Они то и были отведены под музей. Педагогом была составлена программа «Музейные уроки» для занятий с ребятами из начальных классов. Четыре года под руководством Павла Михайловича занимались музейным делом нынешние десятиклассники. Вспоминает это время учитель с особой теплотой. Детям на занятиях нравилось, они внимательно слушали, задавали вопросы, рассматривали экспонаты, а для педагога увлеченные ученики – самый лучший подарок. На кружке, который появился на базе музейной комнаты чуть позже, ребята изучали разные темы. Одна из них «Жизнь без освещения». Педагог знакомил детей с прошлым и настоящим осветительных приборов, с процессом их преобразования человеком. Интересно было заниматься учителю и с учениками коррекционной школы.

Они такие непосредственные, общительные, искренние. С ними работать – одно удовольствие, – отмечает учитель. – Я долго не знал, как переводится слово Кушеват, и мальчишки из Куновата мне подсказали, что это значит «мохнатый коготь».

В 2013 году музейная комната «переехала» в небольшое помещение, которое находится в здании сельского Дома культуры. Здесь представлены три экспозиции: «Кушеват – первое русское поселение на Ямале», «Горки – село, основанное спецпереселенцами», «Страницы школьной жизни».

«Кушеват – первое русское поселение на Ямале». Это цикл картин Павла Михайловича с изображением села в разные годы, фотографии из жизни людей, предметы материального быта. В музее находятся репродукции картин, а оригиналы уютно расположились на стенах одной из комнат в доме художника. Каждое произведение – остановленное мгновение красоты, будь это пейзаж или натюрморт, местные цветы или пернатые.

Одна из первых картин Павла Михайловича называется «Кушеват 1893 г». Он написал её в четырёх вариантах: «Утро», «День», «Вечер» и «Ночь». История каждой его картины – сюжет из жизни, который остаётся навсегда в памяти.

Однажды мы с сыном поехали проверять сети, – рассказывает мужчина. – Дело было к вечеру, погода безветренная. Мы пристали к берегу, и я спрыгнул с лодки. Видимо так сильно оттолкнулся, что её отнесло от берега. Смотрю, а Миша в лодке посреди протоки. Я тогда так испугался, но спокойным голосом ему сказал: «Бери вёсла и греби к берегу». И у него получилось, а у меня от сердца отлегло. Потом костер развели, рыбу пожарили, на речку смотрели. Мимо нас проехала лодка. Тогда я подумал, что обязательно напишу то, что вижу и чувствую: лёгкий туман, речку, лодку и моё настроение. Все эти события нашли своё место в картине «К ночи».

Над каждым произведением он работает долго, вдохновенно и кропотливо, не жалея времени. По словам Павла Михайловича, одни работы пишутся легко, а другие требуют больших усилий.

Картина «Кушеват – конец 60 х гг. июнь» далась мне тяжело. Набросок я сделал сразу, а уже при написании самой работы возникли сложности. Мне надо было показать, что гора, где находится Кушеват, круглая. Я как не приеду на лодке к тому месту – то дождь, то ветер. Четыре раза приезжал, бросал якорь и вставал на протоке. Держу перед собой рисунок, чтобы наметить светотень. В последний раз уже собрался уезжать, и вдруг ветер стих, облака собрались в кучки и со стороны Горок упал свет. Поймал тогда, – делится радостными эмоциями мужчина.

Во второй экспозиции музейной комнаты «Горки – село, основанное спецпереселенцами» представлено много материалов о репрессированных, раскулаченных, есть уголок, посвященный событиям Великой Отечественной войны.

Есть «страшный» стенд, где отмечены фамилии людей, которых расстреляли. Их уже однажды наказали, всё забрали и сослали в Горки. Они работали в Горковском рыбозаводе. Так как люди были предприимчивые, деловые, стали хорошо жить. В 1937 году они были вновь арестованы и расстреляны, – говорит педагог.

Третья экспозиция в музейной комнате называется «Страницы школьной жизни». Здесь представлен стенд, на котором зафиксированы значимые для Горковской средней школы события: в фотографиях, альбомах, вырезках из газет, журналов, исследовательских работах педагогов и учащихся. Здесь можно увидеть большое количество фотографий, сделанных самими ребятами. 30 лет под руководством Павла Михайловича школьники занимались фотоделом.

Снимки особенные по композиции и сюжету. Особенно мне нравится фотография Саши Гущина, где отражён случай, который произошёл в нашем селе. Молния ударила в газовый склад, он загорелся, начали взрываться газовые баллоны. На снимке запечатлён момент взрыва, – рассказывает учитель. – У нас была хорошая фотолаборатория, где занимались младшая и старшая группы. Время работы в кружке вспоминаю с особым волнением.

В этом году Павел Михайлович Гудков ушёл на заслуженный отдых. 52 года своей жизни он посвятил педагогической деятельности.

Конечно, первые два месяца было очень тяжело. Не хватало общения с детьми, коллегами. Потихоньку начинаю привыкать, – говорит он.

Сейчас у него появилось свободное время для еще одного увлечения – музыки. Заказал через интернет музыкальный инструмент «сопрано-саксофон» и уже около года на нём занимается. Не оставляет игру на флейте и на аккордеоне. В планах – написать парную картину «Пароход «Воткинский завод» идёт в Кушеват». На одной работе, по задумке автора, пароход будет идти со стороны Оби, за ним – баржа, а вдалеке Кушеват, на другой – пароход идёт со стороны Кушевата, а на берегу встречают сельчане. Переломный момент в истории Кушевата и Горок он хочет запечатлеть на картинах.

9 ноября Павел Михайлович отметил свой 75-летний юбилей. За спиной – большой этап трудового и жизненного пути, а впереди – новые планы и идеи.

Татьяна Созонова.
Фото автора и из архива “СП”.