Уроженка Архангельской области Нина Никитична Неттина вот уже пятьдесят лет живёт в Овгорте. Здесь её знают и уважают
Родом Нина, по девичьей фамилии, Апицына из Тиманской тундры, омываемой Баренцевым морем. Родители, она, две сестры и брат жили в чуме. Отец и мать, потомственные оленеводы, пасли стадо, много трудились, приучали к этому и своих детей. Когда отца забрали на фронт, Ниночке было всего два года, потому, как она сама со слезами говорит, «ни рук его ласковых, ни слов добрых не помнит». Никита Яковлевич написал семье несколько писем, а потом пришла похоронка. Он дошёл до Берлина и погиб за три недели до Победы – 18 апреля 1945 года. Мама долго скрывала от детей смерть отца, а Нина бегала на берег, встречала лодки, подбегала к солдатам, заглядывая в глаза, спрашивала «Ты мой папа?».
Тяжело пришлось матери Фёкле Ильиничне, ведь на её плечи легли заботы о детях и хозяйстве. Нина окончила семилетку в селе Индига. Рассказывает, что в детстве часто простужалась, быть может, оттого и появилась мечта стать врачом. Из окружного отдела образования ей выделили путёвку на обучение в Салехардском медицинском училище. Мама долго противилась, боялась отпускать дочь, но та была решительна и настойчива.
Так девушка оказалась на Ямале. Здесь встретила будущего мужа. С молодым человеком с редким именем Ксенофонт познакомилась, будучи на втором курсе. Он, первокурсник, был так влюблен, что, сдав экзамены по терапии, хирургии, акушерству и фармакологии, добился досрочного перевода на второй курс, лишь бы быть с любимой рядом. После окончания училища поженились, по распределению попали в посёлок Зелёный Яр Приуральского района. Супруг работал заведующим ФАПом, она – акушеркой. Работа хоть и добрая, светлая, но очень трудная. Роды приходилось принимать на дому, или вовсе в чуме, среди бескрайней тундры. Вспоминает Нина Никитична один случай:
– Однажды под Новый год решила я побелить стены медпункта. Белю, вдруг стук в дверь. Заходит мужчина и говорит: «Ну, лекарь, надо в тундру ехать!». У ребёнка воспаление лёгких развилось, совсем плохо ему было. А у меня из одежды – старое пальто да валенки. Он мне малицу раздобыл, поехали. Я сильно боялась, помню, что вшей там, в чуме, подцеплю, голову туго платком перевязала, за ночь на лбу рубец даже образовался. Привезла ребёнка в Зелёный Яр, хотела санрейс вызывать, но не дали вертолёт, сказали, лечи сама. Ну, я и вылечила!
Отработав положенные после училища три года, Неттины перебрались на малую родину Нины, в село Индига. Переезжали уже с детьми, на Севере у супругов родились сын Борис и дочь Людмила. Стали работать в участковой больнице. А ещё через пять лет приняли решение вернуться на Ямал.
– Дали нам направление в посёлок Катравож. Приехали, переночевали, утром пошли смотреть жилье. Маленькая избушка, в ней уже семья живёт с детьми и нас, вчетвером, туда определили. Я отказалась тогда. Вернулись в Салехард, оттуда направили в Овгорт. Ребятишкам сразу место дали в детском саду, мы стали работать. Так с тех пор и живём здесь, – рассказывает женщина.
По отдалённым гортам ездить уже не приходилось, но если вдруг на помощь звали ямгортцы, непременно приезжала. Уважение у сынских жителей супруги Неттины завоевали быстро. Нина Никитична возглавляла сельский женсовет, избиралась депутатом местного собрания, была председателем совета ветеранов. В 2004 году вышла на заслуженный отдых. Ксенофонта Ивановича не стало летом 2017 года.
Сын и дочь дело своих родителей не продолжили, да любящей маме этого и не хотелось. Говорит, что тем трудна работа медика, что чересчур ответственна. Людмила окончила педагогическое училище в Ханты-Мансийске и работает воспитателем в Овгортском детском саду. Борис зарабатывает на хлеб рабочей специальностью. Оба живут в Овгорте. С нежностью говорит Нина Никитична о своих внуках. Их у неё двое – Иван и Светлана. Обогатили бабушку и правнуками. Вовочке пять лет, Сонечка в этом году пошла в первый класс. Третьего апреля вся семья собиралась вместе, чтобы отпраздновать 80-летний юбилей мамы, бабушки и прабабушки.
В преддверии празднования юбилея округа Нину Никитичну удостоили почётной грамоты губернатора. Её накануне нашего приезда доставили труженице. Награда займёт своё место в увесистом чемодане с другими грамотами, благодарностями и поздравительными адресами. Их у Нины Никитичны и её супруга предостаточно. Меняются даты на гербовых грамотах, за ними – годы добросовестного труда. Как бережно хранит женщина свои достижения, также аккуратно у неё собран семейный фотоархив. Три больших альбома, а в них – юность, работа, семья, друзья и близкие. Просим нашу героиню найти любимый семейный снимок, и она безошибочно открывает фотоальбом на нужной странице. С нежностью говорит о каждом, кто запечатлён на фото.
Прощаемся с Ниной Никитичной. Она тепло благодарит нас за внимание и возвращается к вороху чёрно-белых и цветных снимков. Долго ещё будет перебирать фотографии. Скучать, грустить и радоваться, вспоминать всех, кто когда-то встретился ей на длинной жизненной дороге.
Валентина Никитина.
Фото Татьяны Паршуковой и из личного архива Н.Н. Неттиной.