За уничтожение и разоружение незаконных бандформирований на Северном Кавказе Николаю Иосифовичу Кондыгину из Шурышкар в 1999 году была вручена правительственная награда

Николай Кондыгин родился в 1981 году в Шурышкарах, окончил школу, а в 1999 году его призвали в армию. Молодой парень проходил службу на Северном Кавказе. Этот регион в 90-х годах находился в состоянии войны.

О своей службе он рассказывает неохотно, считает, что ничего особенного он не совершил, просто выполнял свой солдатский долг:

– Призывался я из Шурышкарского военного комиссариата 17 мая 1999 года. 18 мая из Салехарда отбыл в Тюмень – областной сборный пункт, спустя 8 суток нашу команду в составе из 48 человек отправили в неизвестный путь. Никто из нас не знал, куда нас везут. Нам всё стало известно только после того, как мы проехали в город Волгоград. Везли нас в Республику Дагестан.

Из Махачкалы призывников на КамАЗах отвезли в воинскую часть в Буйнакске, в 136-ю отдельную мотострелковую бригаду. За две недели, с 4 июня, Николай прошёл курс молодого бойца.

– В июле нашу часть обстреляли из миномётов. К счастью, жертв и пострадавших не было, так как все были на полигоне (примерно 30 км от части), а в самой части осталось человек 100. Чтобы запугать нас, обстреливали караулы, – рассказывает Николай Иосифович. – Однажды во время дежурства на блокпосте мы подверглись обстрелу снайпера. С меня была сбита расстегнутая каска. Первый раз в жизни я ощутил страх и осознал, что погибнуть можно очень просто, по неосторожности или по глупости. Долго не могли определить местонахождение снайпера, но когда это удалось сделать, поразились хитрости противника – снайпер занял позицию в туалете, откуда был очень хороший обзор, но самое главное – никому бы в голову не пришло искать его там. Обошлось без жертв.

После обучающих курсов призыв перевели в отдельные роты, взводы. Николай получил военную должность стрелка, а позже во время службы возглавил отделение. Солдат обучили всему: стрелять из всех видов штатного оружия пехоты и выживать в экстремальных ситуациях. С самого начала они понимали, что начнётся неизбежная война, и чем больше они узнают и запомнят, тем будет больше шансов остаться целыми и невредимыми.

И война не заставила долго ждать. В августе в Ботлихском районе был обстрелян аэропорт. В первую очередь в зону обстрела направили старослужащих, у которых уже был опыт боевых операций. Но всё же через двое суток и новобранцы выехали в район боевых действий.

– Обстановка была настолько напряжённой и опасной, что нас сразу же направили на линию огня, на наш первый в жизни бой. Вокруг всё грохочет, от взрывов трясётся земля, вертолёты горят на глазах. Мысли только о том, что жить осталось недолго, – вспоминает Николай Кондыгин. – В вертолёт, прилетевший за ранеными и не успевший сесть, попал снаряд самонаводящейся ракеты. Он тут же разлетелся на части, и осколки упали совсем рядом. БТРы сгорают полностью, не выпуская никого наружу.

Огонь вёлся на поражение, раненых было мало. При температуре +40°С в тени солдатам приходилось опознавать своих. В такую жару тела быстро становились неузнаваемыми.

Аэропорт защищали пять суток. Условия были ужасные: днём жара, ночью холод, воды нет, питаться приходилось одними только дикими фруктами, впоследствии чего у многих началась дизентерия. По сей день Николай на фрукты не может даже смотреть.

В этом же месяце незаконные бандформирования наступили и осадили Республику Дагестан. 136-я отдельная мотострелковая бригада была ближе всех к расположению действия вражеских сил, и через два дня принимала активное участие по уничтожению и разоружению этих бандформирований. После ожесточенных боёв группировки боевиков отступили к Республике Чечня, где потеряли большую часть своих сил. Но и наши потери были немалыми: сколько погибло хороших ребят, которым ещё не исполнилось и 19 лет.

14 ноября 1999 года по указу Президента этих солдат наградили правительственными наградами: медалями, орденами, именными часами. Награждение проходило торжественно, со всеми воинскими почестями на плацу бригады. Николаю Кондыгину была вручена медаль Жукова за уничтожение и разоружение незаконных бандформирований на Северном Кавказе и денежное довольствие.

После армии, в 2001 году, Николай Иосифович вернулся в свой родной северный посёлок и устроился на работу в школу. Скромный и немногословный, не выделяется среди других и никому в голову не придет, что рядом живёт солдат, выполнивший свой долг перед Родиной. Войну он старается не вспоминать – очень тяжело. Ещё часто ему видятся страшные минуты боя, ребята, погибающие на глазах, и приходит чувство необратимости всего, что произошло.

Валентина Паутонен.
Фото из личного архива Н.И. Кондыгина.

13 февраля 2021 года №6