В горной пыли, под обстрелами и взрывами, против вражеских группировок сражался солдат из северной глубинки Виктор Гаврилович Тырлин
Родина для Виктора Гавриловича Тырлина – это небольшая рыбацкая деревня на правом берегу Большой Оби. Богатые леса вокруг и щедрая река испокон веков делятся с жителями Хашгорта своим изобилием. Деревня всегда славилась своими рыбаками – судьба рода Тырлиных, основателей поселения, навсегда связана с рекой. И сегодня Виктор Гаврилович продолжает дело своих предков, трудится на голубой ниве, из года в год выполняя и перевыполняя план вылова рыбы.
Из этой привычной идиллии северной жизни в середине 1980-х годов юношу призвали служить Советскому Союзу, и не куда-нибудь, а в горячую точку – Афганистан.
– 1985 год – самый пик войны. Вспоминаю, и жутко становится, – говорит Виктор Гаврилович.
Призывали молодых шурышкарских юнцов, только им исполнилось 18, из районного центра, после направляли в Салехард. По первоначальному распределению Виктор попал в роту связи танковых войск. Но на следующем распределительном пункте всё изменилось.
– В Тюмени всего сутки были, но именно там мы узнали, где будем служить. Из Шурышкарского района нас было двое: Юрий Хартаганов из Горок и я, – рассказывает Виктор Тырлин. – Среди ночи призывников построили. Юру раньше вызвали, он в Германию попал. Через час нам, оставшимся десяти парням, сказали: едете в Афганистан. Из Тюмени – поездом через Барнаул, Бийск, Казахстан и, наконец, пограничный с Афганистаном Узбекистан, в самый южный город Термез.
В Термезе новобранцы по ускоренному курсу, за три месяца, проходили учения – тогда это называли карантином. В классах бойцы изучали устройство мин, на полигоне практиковались – одни закапывали мины, другие искали их, отрабатывались боевые ситуации. Под палящим солнцем, при полном обмундировании, где только бронежилет весил 25 килограммов, бегали на длинные дистанции, более двадцати километров. В непривычно жарком климате у солдат случались солнечные и тепловые удары.
После подготовки бойцы пешком переходили соединяющий Узбекистан и Афганистан Хайратон – мост Дружбы. Именно по нему был завершён вывод советских войск из Афганистана 15 февраля 1989 года. Но за четыре года до этого исторического события Афганская война была в самом разгаре. На той стороне новобранцев встретил вертолёт, и солдат перебросили в пункт дислокации.
– В Афгане высокие горы. Когда нас закидывали десантом, вертолёт уже не мог лететь дальше, мы выпрыгнули из него с парашютами. Со всех сторон стреляют, вертолёт сразу вниз пошёл. Только он на разворот – зацепило, и кубарем вниз… экипаж погиб. А майор чудом выжил, – вспоминает Виктор Гаврилович. – Война есть война.
Сапёрная рота и рота связистов жили в одном лагере. В первый же день полк построили. Привезли тела погибших: намеренно изуродованные душманами лица, отпиленные конечности… «Вот куда вы попали» – на этой войне врагам было мало смерти.
В лагере солдатам оставаться надолго не приходилось. Вместе с другими сапёрами Виктор Гаврилович в разных точках восстанавливал минные поля. Выходили с полком на боевые действия.
– По ущелью пойдёшь – не дай Бог начнут обстреливать. Там голова крутится из стороны в сторону, глазами стараешься охватить буквально всё. Первые полгода страшновато было, а потом привыкаешь ко всему. Как будто так и должно быть.
Жара в Афганистане стояла под 60 градусов. Но северянин её уже не чувствовал: привык. Кормили солдат, по воспоминаниям Виктора Гавриловича, отлично: сгущёнка, тушёнка, свежая баранина, даже зелень была. На восхождение в горы брали сухпаёк, несли бушлаты, ватники, валенки, плащ-палатку, чтобы укрыться от снега: ночью в горах было холодно.
Эпидобстановка была напряжённой: воду в места дислокации солдатам подвозили очищенную, но в походы взять большой её запас было трудно, приходилось пить местную, причём даже кипячение из-за высокогорья не помогало обеззаразить воду. Многие бойцы заражались, болели и даже погибали. Некоторые вовлекались в употребление доступных в Афганистане наркотиков, переходили с лёгких на тяжёлые – и тоже теряли себя. Советские войска уничтожали растительность – жгли поля.
Виктора Гавриловича эти беды обошли стороной. Но главная смертельная опасность всё ещё была впереди. В годы его службы, после взятия Панджшерского ущелья, сапёрные батальоны с разведротой осуществляли прикрытие.
– Целую гору боеприпасов там нашли, в том числе два боекомплекта химоружия. Забрали, что нужно, остальное сапёрный батальон заминировал. Как грохнуло! Всё ущелье в дыму. Ушли к ночи на несколько километров, и слышим ещё раз – бах. Что в первый раз не взорвалось, собрали и снова ударили. Горы тряслись! Тогда-то мы и попали в засаду, – рассказывает Виктор Тырлин. – Нас окружили «духи». Хорошо, что артиллерийский дивизион рядом был, они из «Савушек» (так в народе называли башенные танки «МСТА») давай палить рядом с нами. А мы вырыли маленькие окопы, лежим, земля дрожит вокруг от разрядов!..
Он пережил этот бой со смертью и другие. В мае 1987 года хашгортский юноша, прошедший тяготы Афганской войны, вернулся домой. И спустя многие годы, перелистывая чёрно-белые фотографии, разглядывая на них худощавого парнишку, Виктор Гаврилович вспоминает не только ужасы войны, но и красоту необычной для северянина южной природы, и, конечно, крепкую дружбу сослуживцев.
Элина Витязева.
Фото из личного архива В.Г. Тырлина.
Уважаемые земляки!
15 февраля 1989 года последняя колонна советских войск покинула Афганистан. В этот день мы отдаём дань уважения и признательности северянам, воинам-интернационалистам, которые с честью защищали нашу страну и мирную жизнь граждан за рубежом.
Память о павших боевых товарищах, о тех, кто исполнил интернациональный долг до конца, всегда будет жить в наших сердцах. Их мужество, самоотверженность и верность боевому
братству – достойный пример для всех поколений защитников Отечества.
Выражаю благодарность ветеранам боевых действий за весомый вклад в патриотическое воспитание молодёжи, большую работу по увековечиванию памяти погибших в локальных войнах и вооружённых конфликтах, сохранению военной истории нашего государства.
Желаю всем крепкого здоровья, благополучия и мира!
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Д.А. Артюхов.
13 февраля 2021 года №6