Второй год метеорологическую станцию в Питляре возглавляет Ирина Викторовна Чупракова. Она с точностью до десятых долей может отразить в коде сводки любое состояние погоды

Расшифровать метеотелеграмму сможет только узкий круг специалистов, занимающихся метеорологией. Человеку, не освоившему эти профессиональные знания и навыки, данные телеграммы будут совершенно непонятны. Здесь отражаются все основные данные об атмосферных явлениях на момент отправки их с метеостанции в Омское подразделение гидрометцентра для дальнейшей обработки и составления прогнозов.

Многие данные программа заносит в таблицу составления телеграммы автоматически – с датчиков, которые установлены на площадке у метеостанции. Другие вводятся вручную, например, видимость, явления, осадки, высота снега. Данные загружаются каждые три часа, затем уходят в Омск.

– Вручную вводим явления – например, снег, группа – слабый непрерывный. Дальше вводим данные об облаках – если все небо покрыто облаками, как сейчас, ставим «10», если есть нижний ярус, то его тоже определяем, сейчас нет – ставим «0». Выставляем вид облаков – сейчас это стратус (слоистые облака среднего яруса), нижних нет, верхние, соответственно, закрыты. Дальность видимости визуально 4 километра, – для Ирины Чупраковой составление телеграммы не представляет трудности, быстро она выводит на экран новые данные. Уже десятый год она трудится на метеорологической станции Питляра. Признается, разбираться «с нуля» в метеорологии было непросто.

В математическую профессию Ирина Викторовна перешла из кулинарии – была поваром в школе. Сначала работала техником-метеорологом, второй год возглавляет метеостанцию. Таблицы составляют, пожалуй, базу метеонаблюдений. Есть таблицы для описания видимых погодных условий, таблицы поправок к ним, целые книги таблиц – для записи наблюдений за снежным покровом, наблюдений за гололедно-изморозевыми отложениями, с поправками на смачивание осадкомерного сосуда при выпадении твердых или жидких осадков, поправками к термометру сухому, смоченному, спиртовому, минимальному, максимальному…

Так, согласно таким таблицам, перечень опасных природных метеорологических явлений предполагает совершенно конкретные числовые показатели: сильный мороз – это когда минимальная температура воздуха минус пятьдесят градусов по Цельсию и ниже держится не меньше пяти суток, шквал – когда мгновенная скорость ветра превышает 25 м/сек в течение одной минуты, очень сильный снег – когда за 12 часов выпадает 20 миллиметров осадков и более. Это самые простые и понятные показания. Параметры, например, данных снегосъемки, которую проводят каждую декаду, не умещаются на один лист специально отведенной для учета показаний книги.

– Поначалу было тяжело, но со временем привыкла. Позже отучилась по специальности. Опыт нарабатывается каждый день, в том числе благодаря коллегам, особенно благодарна Людмиле Александровне Оксанен, которая и привела меня в эту профессию, – отмечает Ирина Викторовна. – Ежемесячно проходит техучеба, все время появляется что-то новое.

Сегодня метеостанция – это современное оборудование, электронные датчики, новые программные технологии. Электронными датчиками измеряются минимальные, максимальные температуры воздуха, направление и скорость ветра. Но за стеклом в кабинете по-прежнему висит ртутный барометр, а на площадке рядом с датчиками – термометры, флюгер. Это резерв на случай перебоев с электричеством или поломки основного оборудования: передача телеграмм с данными о погоде не должна прекращаться. Ровно в срок, по среднему скоординирован- ному времени – по Гринвичу – техники метеостанции по измерениям с неэлектронных приборов сами составляют телеграмму и отправляют в Омск по телефону. Но это, конечно, только в аварийном случае.

На М-2 (метеостанции второго разряда) трудятся, кроме начальника станции, три опытных техника. Больше сорока лет в метеорологии работает Людмила Александровна Оксанен. В конце 2018 года она сложила полномочия руководителя и продолжает работать на станции в должности техника. Благодаря ее золотым рукам в помещении, где расположился пункт наблюдения за погодой, круглый год цветут цветы. На стене плакат с поздравлениями с Днем метеоролога от детей и воспитателей детского сада: дошколята и школьники «Образовательного центра» приходят сюда с экскурсиями. Здесь по-домашнему уютно, есть среди большого количества документации даже шкаф с художественной литературой. Во всей аккуратности, мелочах, создающих на станции комфорт, видна женская рука. И это неудивительно, ведь на М-2 работают, в основном, женщины. Двое других техников тоже посвятили метеостанции немало лет – Любовь Вильямовна Медведева работает немногим меньше Людмилы Александровны, Зинаида Дмитриевна Ирикова – около двух десятилетий.

– Коллектив дружный, а как иначе. Стараемся создавать здесь уют, сами же тут практически живем, – рассказывает Ирина Викторовна. – Рабочий день прерывистый, в целом смена за сутки получается 14,5 часов. Раньше 12 часов был, и сменялись – день-ночь, наблюдали восемь сроков. Руководство сократило 6- и 12-часовой сроки, двух сотрудников. Поэтому теперь с перерывами работаем, но привыкли. Объем работы сейчас поменьше, но все равно большой. Приходит следующий техник, проверяет за предыдущим техником, потом еще начальник проверяет. Контроль обязателен.

В коллективе работает один мужчина, гидролог. Роман Романович Попович на М-2 работает порядка пятнадцати лет. Его задача – делать замеры воды: уровень, температура, явления –ледостав, ледоход. Гидролог делает наброски того, как встала река – художественные навыки в метеорологии тоже нужны.

Как нужны и хорошие физические данные: снегосъемка проводится вдали от села, дойти до замеров можно только пешком или на лыжах. Переход по снегу через залив, еще километр вглубь леса, и сама снегосъемка – еще полкилометра. Свежий воздух – это плюс, минус – данные снимать необходимо каждую декаду в определенное число, вне зависимости от погоды в этот день. На маршруте специалисты замеряют минимальную, максимальную высоту снега, его плотность. Еще раньше вели агронаблюдения, но уже около трех лет эти замеры для станции убрали.

Остальные наблюдения делаются на метеорологической площадке у здания М-2. Высота снега замеряется тремя снегомерными рейками, промерзание почвы – мерзлотомером. В этом году, к слову, промерзание слабое из-за количества осадков: снега действительно много, но, как отмечает начальник Питлярской метеостанции, это достаточно обычное явление, показатели не превышают нормы. А вот температура воздуха нетипична.

– Средние температуры – теплее, чем в прошлом году, причем намного, – замечает Ирина Викторовна. – Например, январь был теплее на 9-12 градусов. Мы берем среднедекадную температуру и сравниваем с многолетними наблюдениями. В прошлом году таких разностей температур не было. В любую погоду техники выходят на улицу и делают измерения. Для этого сотрудники метеостанции обеспечены спецодеждой на все состояния атмосферы.

– Ливни, грозы, метели – мы всегда в строю, ко всему готовы! –улыбается Ирина Викторовна Чупракова. – Работа интересная, очень. Наверное, романтика в этой математической профессии тоже есть. Бывают необычные атмосферные явления – полярные сияния, гало, миражи, которые, может, в повседневной жизни другой человек не замечает, мы же все это видим и фиксируем.

Элина Витязева.
Фото Татьяны Паршуковой.