В одном из самых сложных подразделений здравоохранения трудятся только преданные своему делу и неравнодушные сердцем герои – работники скорой медицинской помощи

Официальный праздник День работников скорой медицинской помощи в России еще очень молод – соответствующим постановлением его утвердили лишь 28 апреля 2020 года, хотя сама служба имеет куда более глубокую историю. В стране первые кареты «Скорой помощи» были закреплены указом более ста двадцати лет назад. В Шурышкарском районе приказом главного врача Владимира Порфирьевича Федосеева отделение скорой и неотложной медицинской помощи Мужевской ЦРБ было организовано с 25 декабря 1982 года. Первыми фельдшерами отделения СМП стали А.М. Конева, З.К. Озелова, З.Н. Филиппова, В.В. Павлиенко, а водителями назначили А.В. Булычева, А.П. Батурина, Н.Н. Рочева.

Пять лет работал водителем в больнице, а в 1982 году перевели в новое отделение, – Александр Батурин (на снимке) возит фельдшеров на вызовы уже сорок лет, с самого основания службы в Шурышкарском районе. – Обслуживание вызовов ускорилось, ведь раньше фельдшеры ходили к пациентам пешком. Тогда на отделение выделили машину УАЗ , правда, года два ездили только зимой: летом проехать было невозможно. А когда стало больше лежнёвок, мы начали круглогодично ездить.

До сих пор Александр Петрович вспоминает случай, как однажды доставлял мужчину по такой дороге: «У него нож между лопаток торчит, надо как можно быстрее в отделение раненого привезти, а он возмущается, мол, трясёт!». В те времена и до санрейса еще нужно было добраться: дорогу к вертолетной площадке затапливало, и больного транспортировали до воздушного судна сначала на машине, а потом на лодке.

С тех пор прошло не одно десятилетие, похорошело и разрослось село, дороги стали ровными, отделение скорой помощи оснастили машинами с современным оборудованием. Неизменным остается одно: каждый день бригада спешит на помощь людям.

Сегодня на станции скорой помощи в Мужах трудятся посменно четыре бригады, есть филиал в Горках. Круглые сутки фельдшер, диспетчер и водитель проводят в тревожном ожидании, и как только поступает сигнал, машина выезжает на место.

Сумка фельдшера и автомобиль укомплектованы всем необходимым. Для оказания первой помощи есть шины, реанимационная, акушерская и педиатрическая укладки, дефибриллятор, обезболивающие, жаропонижающие, гипотензивные препараты, перевязочные материалы. Каждый вызов фиксируется, помимо программ, в определенном журнале. Отдельный учет ведется, например, обращений с травмами бытового или криминального характера, по поводу нападений и укусов животных и т.д.

Пиковая нагрузка на фельдшеров скорой помощи была во время пандемии коронавируса. Только за последнюю волну, которая прокатилась по району в феврале, медики обслужили порядка 300 вызовов. За сутки бывало до тридцати выездов на дом.

– За шестнадцать лет работы фельдшером у меня было только три смены без выездов, – замечает Ольга Вальчук (на снимке). – При этом работа на скорой – это ведь не только вызовы. Также мы принимаем пациентов, которые самостоятельно пришли в приемный покой, консультируем по телефону, ведем документацию, сотрудничаем с правоохранительными органами.

Год назад Ольга Владимировна перевелась на должность диспетчера. Диспетчерская служба в райцентре за последний год усилилась квалифицированными специалистами, потому что произошла интеграция нескольких специализированных программ и платформ для работы с обращениями. Сейчас существует три способа вызвать скорую в Мужах: по телефонам «03» (он же «103»), «112» и «2-10-03». При поступлении нескольких вызовов одновременно диспетчер должен быстро и верно выстроить очередность их обработки. В первую очередь бригада выезжает, например, при угрозе жизни или на помощь ребенку. Обслужив первоочередной вызов, едут оказывать помощь по следующему сигналу – кто обратился с повышенной температурой или давлением.

– Бывает, что при экстренном вызове люди кричат в трубку, но не сообщают важной информации: хотят быстрее, но получается, что наоборот задерживают. Автомобиль скорой помощи приезжает на место за одну-пять минут, но иногда нам не говорят точный адрес: куда ехать? Чтобы не терять драгоценное время, важно четко сообщить адрес – мы незамедлительно приедем и окажем неотложную помощь, – говорит фельдшер с более чем 20-летним стажем Лидия Ануфриева. На время отсутствия основного работника она исполняет обязанности старшего фельдшера. – С некоторыми пациентами, в основном это люди с хроническими болезнями, мы уже хорошо знакомы, изучили, какие препараты им помогают. Но порой едем на вызов и не знаем, что нас там ждет.

Сотрудникам скорой помощи иногда приходится рисковать собственными жизнями, спасая чужие. В состоянии алкогольного делирия им угрожали оружием, применяли насилие. Каждый может вспомнить страшный случай из практики: кого-то пытались выбросить со второго этажа, кому-то бросали ножи вслед, кого-то запирали в помещении. Но даже не это, считают они, самое сложное в профессии.

– Когда приезжаешь на срочный вызов и понимаешь, что от тебя уже ничего не зависит и сделать ничего нельзя… Сказать родственникам, что их близкий умер – вот что самое тяжелое, – делится Лидия Григорьевна. – Каждый вызов пропускаешь через себя, сопереживаешь. Для констатации смерти тоже выезжает скорая. Не каждый может выдержать такую нагрузку, а для нас это часть работы.

Служба в скорой медицинской помощи требует высокого профессионализма и самоотверженности. Дружный коллектив мужевской СМП умеет справляться с любыми сложностями и с радостью принимает благодарности бывших пациентов.

– Счастье видеть, что помог человеку. Особенно ценны моменты, когда спасена жизнь, – говорит Лидия Ануфриева. – Ради этого мы и работаем.

Элина Витязева.
Фото Татьяны Паршуковой.