Первые архивные сведения о количестве поголовья оленей на территории нашего района относятся к началу XIX века и связаны они с падежом оленей, который свирепствовал на Северном Урале. В начале XIX века на Северном Урале все сынские оленеводы потеряли основное поголовье, так что некоторые из них возвратились с Урала пешком. С течением времени оленеводство постепенно восстановилось.

В 1847 году начался падеж оленей у березовских самоедов (ненцев) и остяков (ханты), продолжался падеж животных до 1852 года. В одно лето 1848 года погибло 20000 голов оленей. Чума была занесена пустозерскими коми-зырянами, которые желая спасти хотя бы часть своих стад от свирепствовавшей в Архангельской губернии повальной болезни, перевалили через Уральский хребет и арендовали земли у остяков Куноватской волости, по рр. Ляпин, Сыня, Сосьва, Куноват.

В 1863 году от чумы, занесенной из пустозерской тундры, в Березовском крае погибли 50 тысяч оленей, особенно пострадали оленеводы, кочующие между р.Войкар и Карским морем, в 1872 году погибло до 23 тысяч оленей.

В конце 90-х годов XIX века вспыхнула страшная эпизоотия, уничтожив основную массу общего поголовья оленей на р.Сыня. Поэтому в Куноватской остяцкой волости оленей держали очень мало – до 1,5 тысяч голов.

Первые архивные сведения о развитии полеводства относятся к началу XIX века. Летом 1806 года Березовский край посетил Тобольский губернатор Алексей Михайлович Карнилов. Губернатор Карнилов обратил внимание на то, что в селе Кушеват хорошо родится репа.

В 1888 году березовский купец Степан Трифонович Окунев занялся посадкой в селе картофеля.

В 1892 году Окунев в Мужах занимался выращиванием ржи. Вот что сообщал об этом он сам: «Посев озимой ржи на пространстве 20 квадратных сажен произведен был в 1892 году в селении Мужи Березовского округа (лежит на Оби, на 250 верст ниже г. Березово). Население состоит из остяков и зырян, занимающихся рыболовством. О посеве хлебов не имеют понятия. Посев был произведен 4 августа в количестве двух фунтов семенами, вывезенными из Тарского округа. Осень была холодная, всходы появились 25 августа, первый заморозок был 7 сентября, вслед за тем выпал снег, стаявший лишь около 20 мая следующего года: при теплой погоде рожь стала расти, быстро и весенними заморозками повреждена не была. В конце августа хлеб был сжат. Намолочено 16 фунтов».

В последней четверти XIX века в с. Мужи проводились опыты по посеву огородных культур: редьки, картофеля, репы, редиса. В конце XIX-начале XX века в Мужах имелось всего четыре огорода.

Тобольский губернский агроном Николай Лукич Скалозубов сообщал, что в 1906 году в с. Мужи у купца Степана Окунева рожь, картофель, репа, редька родятся хорошо, а морковь нет.

В 1907 году в с. Мужи существовал один огород, где к 1 августа клубни картофеля были с куриное яйцо, свекла среднего размера, морковь и репа удовлетворительные, а капуста плохая. Тобольский губернский лесничий А.А. Дунич-Гаркавич отметил «чистоту и порядок» в огородах Кушевата, где картофель, репа, морковь и редька родятся хорошими.

В брошюре «Опытное дело на Тобольском севере» за 1911 год, есть такие строки: «В южной части Березовского уезда, начиная от Белогорья до с.Кушеватского, почти все домохозяйства имеют огороды… В Кушеватском имеется пять огородов».

Первые архивные сведения о развитии животноводства в нашем районе относятся к концу XIX века. Летом 1892 года в Кушевате были участники экспедиции тобольского купца, золотопромышленника А.А. Сыромятникова. Они вспоминали: «Кушеват – село довольно красивое, расположено на правом берегу реки, в нем имеется новая деревянная церковь, построена в 1885 году, новое волостное правление и три двухэтажных дома. За ручьем без названия расположены хлебозапасный магазин и остяцкие юрты, в котором живут земские ямщики. Кушеватцы занимались извозом, поэтому в селе имелось десятка два лошадей, крепкой и рослой породы, которые очень ценились за свою особую выносливость. Некоторые ямщики держали коров и даже куриц».

В 1895 году, по сообщению газеты «Тобольские губернские ведомости», у жителей с. Мужи и Обдорска было 98 лошадей и 160 голов крупного рогатого скота. В 1921 году сначала в Питляре, затем в Обдорске более двадцати лет успешно занимался растениеводством работник связи Максим Павлович Верзаков. Он возделывал не только картофель и овощи, но и такие теплолюбивые культуры, как пшеницу, овес, коноплю, гречиху, табак и мак.

В 1929 году в районе посевная площадь полевых и огородных культур составляла 8,4 гектара, 1930 году – 12 га, 1931 году – 20 га.

В 1926 году только два коми-оленевода с. Мужи имели поголовье стад более двух тысяч голов оленей, семь – от одного до двух тысяч, пять – до одной тысячи оленей.

В 1929 году биолог-рыбовод Сибирской научно-рыбохозяйственной станции И.Г. Юданов исследовал в рыболовном отношении реку Сыня.

По данным И.Г. Юданова в Матлоре было 7 хозяйств, 6 оленей; в Ямгорте 19 хозяйств, 1223 оленей; в Хорьере 6 хозяйств, 62 оленя; в Овгорте 6 хозяйств, 90 оленей; в Несьюгангорте 1 хозяйство, 70 оленей; в Нымвожгорте 3 хозяйства, 340 оленей; в Вытвожгорте 7 хозяйств, 174 оленей; в Оволынгорте 17 хозяйств, 791 оленей; в Лорагорте 9 хозяйств, 297 оленей; в Хорпунгорте 10 хозяйств, 244 оленей; в Тильтиме 16 хозяйств, 248 оленей; в Мувгорте 8 хозяйств, 325 оленей; в Огантайгорте 15 хозяйств, 1110 оленей; Всего на реке Сыня было 124 хозяйства, 4980 оленей.

По материалам А.И. Вальгамова подготовил Николай Рочев.
Фото из архива ШРМК.