ПРОДОЛЖЕНИЕ, НАЧАЛО В НОМЕРЕ 33

Между тем, время катилось своим чередом. В результате ряда административных реформ Петра I в 1708 году наш край вошёл в состав Сибирской губернии в составе Берёзовского уезда. Во главе Берёзовского уезда стоял тогда воевода Андрей Юрьевич Инглис – герой шведской войны, англичанин по происхождению. Будучи берёзовским воеводой в 1718-1723 годах он много сделал для предотвращения разорительных межплеменных войн остяков и самоедов, умело предотвращал вылазки и военные действия против царской власти со стороны местных князей. В крае установилась относительная стабильность. Это способствовало расширению хозяйственной деятельности, торговли, притоку новых переселенцев.

В 1779-1783 годах в результате реформ, проводимых императрицей Екатериной II, Берёзовский уезд вошёл в состав Тобольского наместничества. А Кушеват стал центром Куноватской волости – волостным центром. Разноголосица в названии волостного центра и самой волости (Куноват – Кушеват) объясняется, по мнению Гудкова П.М., следующим: река Куноват в те времена впадала в Объ не там, где сейчас, а в двадцати верстах ниже, у мыса Кушеват. Впоследствии, во время половодья, река Куноват прорвала узкую полосу суши и вышла на Обской простор, освоив двадцатикилометровую старицу, которая превратилась в Кушеватскую протоку.

Кушеват, Кушеват-
Новая планета.
Десять месяцев зима-
Остальное лето.

Русские переселенцы постепенно осваивались на новом месте, перенимая от коренных жителей секреты не только местных промыслов, но и особенности жизнеобеспечения в суровых условиях севера. Особо надеяться было не на кого. На сотни вёрст вокруг леса да реки, да бесконечно длинные, суровые зимы. Нетронутые лесные угодья и многочисленные водные пространства, богатые рыбой, – дали толчок для развития селения.

Охота и рыбодобыча стали главными видами хозяйственной деятельности, основой выживания населения. Они позволяли не только себя прокормить, но и реализовать остатки, меняя их у купцов на продукты и нужные в хозяйстве вещи. Так устанавливались торгово-экономические связи. Кроме сбора ясака, рыболовства и охоты кушеватцы занимались различными видами ремёсел, торговлей, животноводством и огородничеством, обеспечивая себя всем необходимым. Летом 1806 года Берёзовский уезд посетил с инспекторской проверкой Тобольский губернатор А.М. Корнилов. В своём донесении правительству он отметил, что в Кушевате хорошо родится репа.

Также есть сведения о том, что здесь хорошо рос табак. Уж как его удавалось выращивать и по какой причине потом перестали так, видимо, и останется секретом.

Находясь на половине пути между Обдорском и Берёзовым, Кушеват не обходили ни речные, ни зимние пути передвижения. Путешествующим людям необходим был отдых в этой дальней дороге, так же необходимо было пополнить запасы продуктов и дров. Это обстоятельство в дальнейшем послужило тому, что на пути следования стали создаваться ямщицкие станции, что очень выгодно разнообразило хозяйственную деятельность кушеватцев, послужило расширению села и увеличению численности жителей.

В 1864 году по сведениям золотопромышленника Сидорова, в селе было всего 7 домов, а в 1876 году их насчитывалось уже более десятка. Об этом же свидетельствуют путевые заметки немецкого зоолога Альфреда Брема, посетившего Кушеват летом. Брем записал, что село состоит из 10-12 домов, новой церкви, хлебозапасного магазина под красной крышей. Участники бремской экспедиции приобрели у местного священника Фёдора Истлеевского сахар, молоко, яйца, масло, а также «полугодовалого телёнка за 4 рубля и блюдо картофеля величиной с волошский орех».

Исторический факт показывает, что по каким-то причинам картофель на кушеватской земле рос плохо и не являлся основой рациона его жителей. Да и старожилы Кушевата в своих воспоминаниях подтверждали, что выращивать картофель их научили горковские спецпереселенцы.

В 1877 году Кушеват посетил финский исследователь фино-угорских языков А. Алквист. В своих путевых заметках он записал: «Русские здесь сравнительно зажиточные, и их жилища, особенно срубные дома со встроенными печами, стеклянными окнами, и часто с великолепной домашней утварью, чисты и приветливы».

Так начиналась история первого русского поселения на Ямале.

Наталья Русских, участник проекта «Наше Семигорье».