Продолжение , начало в номерах 33, 34, 35

История Кушеватской церкви

Когда человек создаёт свой стан, устраивает свой мир на чистом месте далеко от привычного уклада и людей, он начинает искать духовную защиту. Не так-то просто отсидеться за высоким частоколом крепостных стен без осознания того, что есть такая сила, которая всегда поможет, защитит, наставит, спасёт… Она не видима глазу, но человек чувствует её присутствие, в ней находит спокойствие его душа, наполняясь надеждой и верой, с ней открывается истина бытия. Шёпот молитвы, свет от церковной свечи очищают и укрепляют уставшие души. Так с крестным знамением, верой в Бога да с Божьей помощью и выживали.

Так было и в Кушевате. По правилам того времени, в остроге обязательно строили небольшую церковь – часовню. Таким образом, русские поселенцы принимали участие ещё и в христианизации местного населения. И способы эти были более гуманные, чем у представителей официальной власти и различных религиозных миссий, что в дальнейшем, послужило хорошей основой для налаживания социально-экономических связей и дружеских отношений между коренным населением и русскими. В сущности, какая им была разница, в одного Бога или в нескольких верят новые соседи – спокойнее жить под защитой Господа, но как-то надёжнее, когда тебя оберегают насколько высших сил – чем плохо? Такая терпимая позиция была у кушеватских поселенцев. Поэтому не сохранилось сведений о религиозных противоречиях и конфликтов на этой почве, по крайней мере, среди простых жителей или на бытовом уровне.

В запасниках районного музея хранится макет Кушеватской часовни. Он изготовлен по всем канонам деревянного зодчества народным мастером, уроженцем Кушевата Анатолием Егоровичем Русмиленко. Анатолий Егорович работал с профессором А.В. Ополовниковым, переняв от него взгляды на исторические события через архитектурные образы.

Остаётся только восхищаться тонкой работой и уровнем мастерства этого макета. Кажется, сама история дышит в каждом его элементе и каждая деталь этого макета несёт мощную энергетику добра, любви и веры.

По официальным данным всего в Кушевате были построены три церкви. Первая – в 1730 году – «Всех скорбящих радость». Вторая – в 1803 г. «Христорождественская». Силуэт этой церкви можно рассмотреть на фотографии, сделанной участниками экспедиции исследователя фино-угорских языков А. Алквиста в 1877 году. На фотографии видно, что Христорождественская церковь имела колокольню и две башни и была ниже, чем Свято-Троицкая, построенная в 1884 году стараниями Тобольского купца Никиты Брагина и освящённая год спустя.

Архитектурный тип церкви «Корабль», характеризующийся расположением в ней частей (собственно храма, трапезной и колокольни) в одну линию, образуя единое сооружение, в чем было найдено сходство с кораблем.

Церковь была построена по типу Софийского собора в Тобольске, с разницей, что там колокольня стояла отдельно. Свято-Троицкая церковь простояла 83 года, вплоть до закрытия посёлка. На ней было 7 куполов, 5 колоколов разного размера. Церковь была двухэтажная, сложенная из лиственничного тёса, древесина которого с годами становится только крепче. Снаружи фасад был обшит досками и покрашен в белый цвет. Купола были покрашены в ярко жёлтый цвет, а крыша в зелёный. Издалека казалось, что церковь белокаменная, а купола золотые. Эта церковь доминировала над всеми постройками Кушевата и была видна издалёка, а звон её колоколов наполнял пространство и души божественной благодатью.

По архивным материалам Обдорской миссии 1868-96 годов:

«В 4 часа мы были уже у церкви, куда явился местный священник Фёдор Истлеевский и псаломщик Тимофей Андреев Карпов. К 8 часам обозрена церковь и документы во всех подробностях. Честь и хвала местному священнику – всё нужное, как то: утварь, ризница очень хорошего качества, весьма в достаточном количестве, архив и библиотека в полном составе и хорошем переплёте; дела архивные с 1810 года, церковь же 1-я построена в 1730 году, настоящая, вторая, с 1803 года, из архивных дел не видно, как и почему первая церковь уничтожилась, куда девались дела церкви сей по 1810 год, не отосланы ли были в своё время эти дела в Берёзовское духовное правление?» – что ещё раз подтверждает исторические даты.

Исследуя архивные документы, П.М. Гудков обнаружил опись Кушеватской Свято-Троицкой церкви, сделанной в 1900 году:

«- Построена в 1884 году, постройка деревянная, крыша деревянная зелёная, карниз в 2 ряда, карниз белый.

– 6 деревянных глав, крыши глав зелёные, стены белые.

– 2 железных креста и 4 деревянных, выкрашены жёлтой краской.

– Колокольня деревянная, глава деревянная, крест железный, жёлтый.

– В церкви 10 окон, 4 окна, в трапезной 2 окна, в паперти 1 окно.

– Рамы деревянные с железными решётками.

– В трапезной 2 печи, кирпичные, каждая с медными 2 душниками и 1 вьюшкой.

– В алтаре одна печь с медным душником и вьюшкой.

– 3 двери с выходом на север, юг, запад. Центральная дверь на железных крючьях, обита кошмой.

– В паперти 3 двери.

Одна створная, уличная, 2-я на правую сторону, в кладовую, 3-я на левую сторону – вход на колокольню.

– Лестница на колокольню в 3 оборота.

– Кругом ограда с 3 воротами. Одни на север и двое ворот (малые и большие) – на запад. Ограда покрашена белой краской, на столбах, макушки жёлтые.

– В ограде караулка с 3 окнами по 2 рамы и кирпичная печь.

Иконы:

– Всего 57 икон, многие в позолоченных рамах и окладах.

– На распятии серебренный венец – 39 золотников (163,8 гр)

– На иконе Божьей Матери венец – 48 золотников (201,6 гр)

– На иконе Иоана Богослова венец 45 золотников (189 гр) стоимостью 50 рублей.

Лампады: 17 лампад, 12 подсвечников.

Мебель: 2 комода, 2 шкафа, 2 ящика.

Колокола:
1 – 14 пудов 17 футов (236 кг)
2 – 4 пуда 4 фута (66,88 кг)
3 – 2 пуда 3/4 (33 кг)
4 – 1 пуд 5 футов (19 кг)
5 – 13 футов (5,3 кг)

Евангелье – 3

Сосуды – 2 серебрянных.

– Дароносица (потир) – 1 серебряная с позолотой, 1 медная посеребрённая.

– Ковчег оловянный.

– 2 кадила – серебряное и медное.

– 4 венца.

– 2 хоругви

– 2 рукомойника

2 кувшина

Книги:

– 14 рукописных журналов

– 13 священных книг

– 19 поучительных книг

– 89 книг разного содержания

– 15 хозяйственных книг

– 14 книг указов и документов…».

В Свято-Троицкую церковь приходили не только русские, но и ханты из близлежащих поселков: Дальние Нагорные, Нагорные и Остерово, где проживал род Зерновых, они тоже были крещенные.

В те времена церковь существовала на добровольные пожертвования прихожан. В школьном музее есть копия подписного листа, которая была сделана в архивах окружного музея Гудковым П.М. В копии можно прочитать, кто сколько сдал денег на нужды церкви. Каждый напротив своей фамилии ставил подпись, в последних подписных листах встречаются такие подписи, как «некто» – люди боялись указывать свои реальные имена.

Также жители Кушевата обеспечивали церковь дровами, участвовали в ремонтных работах и благоустройстве. Есть сведения, что в церкви был хор, где пел Андрей Гудков – дед Гудкова П.М. и его дядя, Прокопий.

Церковь несла не только культовую духовную миссию, но и просветительскую. В церковно приходской школе при храме учили грамоте ребятишек. Учились, кто один год, кто три. Читать учились не только по-русски, но и по церковно-славянски. Из учебников был «Закон Божий» (1910). Учили заповеди, молитвы, обучались духовной культуре, православной вере.

Делами заведовал церковный Совет, в который входили священник Никита Феогниевич Шахов, псаломщик Андрей Иванович Карпов, брат бабушки Гудкова П.М. и другие. В начале зимы 1921 года все они были казнены сотрудниками ВЧК и местными активистами в полынье Каневской протоки недалеко от деревни Остерово. Об этом страшном событии у нас будет следующая история.

В 30-х годах церковь закрыли как культовое заведение. Купола сняли, спилили башенки. В 1930 – 1931 годах здесь жили горковские спецпереселенцы, позже депортированные западные украинцы и молдаване. В разгар Великой Отечественной войны, в 1942 году, привезли эвакуированных детей из осаждённого Ленинграда, а затем был организован детдом для детей-сирот из Западной Украины, Молдавии, Карелии.

После подавления восстания ненцев в 1944 году сюда же привезли детей участников восстания. Церковь перешла во владение Кушеватского детского дома. В здании оборудовали столовую, на втором этаже – жилые помещения и костеляную, так же помещения использовали как школу для детдомовских детей. Есть сведения, что здание церкви использовали как склад для сельхозпродукции. В 1974 году здание церкви разобрали, бревна перевезли в Горки для строительства столовой вспомогательной школы. В 2012 году строители, которые строили коррекционную школу, разобрав столовую, построили для себя жилой дом.

По сохранившимся воспоминаниям, архивным документам, личным впечатлениям и редким фотографиям Гудков Павел Михайлович написал картину «Свято-Троицкая церковь в Кушевате» – оставив нам эту историческую память.

Многие документы Кушеватской церкви хранятся сегодня в МВК имени Шимановского в нашем окружном центре. А вот куда делась богатая утварь и иконы Свято-Троицкой церкви неизвестно. Иконы, скорее всего, разобрали жители села, припрятав их в укромные уголки, что было повсеместной практикой по всей стране в то время. А утварь была реквизирована новой властью. Но это только наши предположения. В музейной комнате Горковской средней школы хранится металлическая основа одного из куполов, которая долгое время хранилась в семье Гудковых, а затем нашла своё место в музее. Да ещё коллекция разнообразных гвоздей, некогда использованных при строительстве церкви. Вот и всё, что осталось потомкам, которые чуть не потеряли свою духовную память, заменив её громкими лозунгами и светлыми мечтами…

Но рано или поздно всё возвращается на круги своя. 29 июня 2004 года Горки посетила экспедиция «Славянский ход». Именно в этот день архиепископ Тобольский и Тюменский Дмитрий обратил внимание на то, что если здесь, в Горках, стоит вопрос о строительстве храма, то и на священном месте Кушевата нужно поставить памятный православный крест. Благословление на это великое дело получил первый староста нашего храма Василий Георгиевич Витязев.

Василий Георгиевич самостоятельно изготовил поклонный крест по всем требуемым правилам и канонам. А поздней осенью 2004 года, когда уже подстыла земля и обмелели ручьи, они вместе с женой Любовью Ивановной на своей лошадке перевезли конструкции в Кушеват и установили на нужном месте. Спасибо и низкий поклон нашим уважаемым односельчанам за это благое дело!

Вот такая история распространения Христианской Веры на северных землях хранится в памяти нашей земли.

Наталья Русских, Светлана Тугушева, участники туристическо-краеведческого проекта «Семигорье».