Среди наиболее актуальных и сложных задач обеспечения потребностей экономики квалифицированными кадровыми ресурсами особняком стоит проблема нехватки их среди молодежи

В качестве одной из форм профессионального обучения федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено «профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования», или, простыми словами, получение профессии на бесплатной основе в период обучения в старших классах общеобразовательной школы.

Профессиональное обучение школьников как самостоятельная система подготовки подростков к последующему выходу на рынок труда начала формироваться в нашей стране почти полвека назад. Граждане, заставшие обучение в советских школах в 70–80 годы прошлого века, помнят о еженедельных занятиях в производственных организациях и учебно-производственных комбинатах трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся.

В 90-х годах в новых экономических условиях и, более того, в новом государстве система профессионального обучения школьников претерпела радикальные изменения: в школах профессиональная подготовка стала платной и должна была проводиться только с согласия обучающихся и их родителей. Отмена бесплатности и обязательности профессионального обучения предопределила скорый и, увы, бесславный конец советской системы профессионального обучения школьников.

На сегодняшний день введение в систему общего образования профильной школы и создание современных образовательных пространств, как необходимых условий для получения профессиональной подготовки и профессиональной ориентации школьников, позволяет формировать у них внутреннюю готовность осознанно планировать и реализовывать перспективы своего профессионального развития с учетом своих возможностей и общественных потребностей.

В Горковской коррекционной школе второй год успешно реализуются программы профессиональной подготовки. В рамках Договора о сетевой форме реализации образовательных программ с Ямальским многопрофильным колледжем г. Салехард ученики 11 класса получают профессиональные навыки по профессии «Слесарь-сантехник».

Четверо юношей под руководством педагога, мастера производственного обучения, Александра Юрьевича Ларионова, осваивают основы сантехники и систем отопления. Первые знания этой востребованной на сегодняшний день рабочей профессии ребята получили еще в прошлом году на факультативных занятиях, теперь им предстоит получить профессиональную подготовку и практический опыт.

Занятия для школьников проходят в мастерской «Доброшколы», где установлены учебные модули, предназначенные для формирования профессиональных компетенций. Программное обеспечение курса представляет собой компьютерные программы, которые позволяют ребятам составлять схемы водоснабжения и систем отопления.

За прошедшие полтора месяца обучения юные профессионалы уже делятся своими успехами. «Знаем о системе водоотведения, можем соединить трубы для подачи воды, знаем устройство автономной станции водообеспечения, изучили основные и вспомогательные предметы сантехники», – делятся с нами своими знаниями одиннадцатиклассники. А затем уверенно демонстрируют на учебном модуле, как работает система водоснабжения. Чтобы знания закрепить на практике, ребята под руководством педагога установили в своей семейной группе душевую кабину, эксплуатацию которой будут контролировать сами вместе со школьным слесарем-сантехником.

По окончании обучения юношам предстоит сдать государственный экзамен, принимать который будут, вместе с педагогами школы, мастера производственного обучения Ямальского многопрофильного колледжа.

Впереди еще несколько месяцев учебы, но уже сейчас, глядя на заинтересованность ребят в овладении сантехническим мастерством, понимаешь, что все те знания, умения, опыт, которые они получат в процессе обучения, смогут применить в повседневной жизни, а кто-то свяжет свой профессиональный путь именно с этой профессией.

Так созданные в школе современные условия для развития профессиональной ориентации учеников позволяют создать основу для их дальнейшего профессионального и жизненного пути.

«Путевка в жизнь» – так образно называется возможность, которая помогает человеку продвинуться вперед, развиться и испытать новый опыт.

Екатерина Дитц.
Фото предоставлено автором.