Семья Валерия Петровича и Татьяны Егоровны Рохтымовых уже 15 лет как оставила оленеводство посвятив этой нелёгкой отрасли 25 лет. Трудолюбивые, душевные северяне охотно делятся с читателями «районки» историей о своей жизни и каслании

Валерий Рохтымов родился в 1962 году в деревне Евригорт. Он был первенцем в семье оленеводов Петра Егоровича и Евдокии Даниловны. Вскоре семья разрослась, и у Валерия появились четыре брата и сестренка. Когда мальчик подрос до школьного возраста, он на время учебного года, пока родители каслали, оставался у дедушки – Егора Тихоновича. До сих пор он вспоминает, как вместе с дедушкой они ходили на рыбалку. Находилось летом и другое занятие – в 70-х годах учеников привлекали к труду на пришкольных огородах или в рыбкооп.

По окончании школы Валерию пришла повестка в армию. В это время в семье произошло несчастье – из жизни ушла мама, Евдокия Даниловна. Валерию дали отсрочку до осени, и он поехал помогать отцу в стадах сынского отделения Мужевского совхоза. Взяли его учеником оленевода в девятую бригаду (ныне четвертая). Осенью же молодой человек отправился на службу в ряды Советской Армии. Служил в железнодорожных войсках. Прошел «учебку» в Дзержинске, потом направили в Муром, а закончил служить в Гусь-Хрустальном.

– Сомнений в том, куда и кем пойти работать после армии, у меня не было. Родители всю жизнь провели в стадах, и я пошел по их стопам – в оленеводство, – рассказывает Валерий Петрович. – Вернулся в родную бригаду, прокаслал сезон. Думаю – жениться надо, одному сложно.

С будущей супругой Татьяной Егоровной Лонгортовой Валерий Петрович познакомился в Оволынгорте в 1985 году: ехал туда по делам, а нашел себе красавицу жену. Сыграли свадьбу. «Вот так быстро мы и поженились», – скромно дополняет рассказ мужа Татьяна Егоровна.

С тех пор уже 35 лет живут вместе, душа в душу. А тогда молодые после свадьбы, к осени, выехали в первое совместное каслание. Отец Валерия Петровича к тому времени уже оставил оленеводство и помогать им в бригаде не смог. Нелегко было им в первое время: маршруты длинные, стада большие. Больше 80 километров за день могли пройти до следующей стоянки! Из стойбищ чумработницы нередко сами ездили за продуктами до ближайших сёл на упряжках. Поголовье совхозных оленей во всех десяти бригадах было одинаковое – по 1600 голов.

Начали молодые оленеводы растить и собственное стадо. Сначала были только пара быков да важенки, которых подарили родители. Но год за годом пополнялось поголовье стада. Давали приплод важенки, другие олени появлялись благодаря поддержке руководства совхоза: при хорошей сохранности поголовья летом разрешалось взять, что называется, «живым весом» трех оленей, зимой и весной – двух. Так, со временем, личное стадо выросло до 70 голов.

– Главное, чтобы у оленевода были хорошо обученные собаки, – отмечает Валерий Рохтымов, – без них пастух – не пастух. Умные собаки всегда будут направлять стадо в нужную сторону.

Как и сейчас, раньше в бригадах было по шесть пастухов, только вот стада были гораздо больше. С учетом личного поголовья за время отела до 1000 телят приходилось на стадо! И на убой оленей пускали больше – 300-400 голов. Самая сложная пора у бригады была весной и осенью, когда нужно было осуществлять долгий переход через ущелья Уральских гор.

В круговороте повседневных забот о стаде и чуме жили молодые оленеводы. Через три года каслания у Валерия Петровича и Татьяны Егоровны родился сынишка, Евгений. Потом на свет появились Мария, Дмитрий, Владимир. Вместе с детьми они каслали на Урал, и младшенькая Олеся родилась уже за Уральскими горами.

– В чуме работы хватает всегда – что ни день, то нужно одежду постирать, дрова заготовить, печку натопить, семью вкусно накормить, – делится Татьяна Рохтымова. – При этом всегда успевали шить свою национальную одежду, вышивать, плести украшения. А когда приезжали в село, всегда одевались в свои новые наряды. Сейчас часто вижу чумработниц, которые в сапогах ходят, и удивляюсь – неужели бурки не шьют, хотя живут на мехах? А ведь всегда приятно видеть их в традиционной обуви и одежде.

Особенным ярким моментом посреди будней кочевников был и остается праздник День оленевода. Совещания, концерты, гонки на оленьих упряжках. Кстати, Татьяна Егоровна неоднократно становилась призером и победительницей гонок.

– Тогда мы самые молодые были в бригаде и поэтому часто оставались на дежурстве стада, – вспоминают супруги. – Редко выезжали, если кто-то оставался вместо нас. Не обижались на это, принимали как должное. Да и остановиться негде было с маленькими детьми. Если и едем в село, то на пару дней по делам – детей на прививки сводим, продукты закупим, а на второй-третий день возвращаемся. Так и отпуск проходил – раз в два года съездим на неделю-две в Овгорт и обратно, в стада.

В начале 90-х, по словам Татьяны Егоровны, зарплата у чумработниц была маленькая – всего 300 рублей, все уходило «на хлеб». А иногда вместо денег выдавали зарплату шкурками голубых песцов или ваучерами. В те суровые годы перед выездом на Урал кочевники старались уже с февраля запасаться продуктами – мукой, сахаром, рыбой, чтобы хватило на весь период каслания. Летом на кочевье прилетал вертолет, и оленеводы сдавали панты в обмен на продукты, сукно. За Уралом самостоятельно добирались до ближайших станций, чтобы обменять оленину на продукты питания.

Самым сложным для оленеводства стал 1999 год, когда выпало очень много снега. Из-за этого олени не могли добыть корм, был большой падеж. Не выдерживали и быки, тянущие нарты. Ослабевших отстегивали от упряжки, впрягали других – нужно было двигаться дальше.

К концу 90-х годов Валерий Рохтымов как опытный оленевод был назначен бригадиром. Четыре года он руководил оленбригадой. В 2005 году по состоянию здоровья врачи порекомендовали Валерию Петровичу оставить оленеводство. Еще один сезон съездил он с супругой за Урал, и на том они оставили отрасль.

Получили в Овгорте квартиру и остались жить и работать там. Валерий Петрович продолжил трудиться в сельхозпредприятии на строительстве жилых домов, потом устроился охранником в детский сад. Татьяна Егоровна первое время трудилась в стационаре, а затем по приглашению Елены Ильиничны Тыликовой перешла в музей.

Дети рядом – Евгений, Мария, Владимир живут и работают в Овгорте, младшая Олеся переехала в Шурышкары. Средний сын Дмитрий после окончания срочной службы перешел на контрактную и принимал участие в разминировании городов в Сирии в составе миротворческой группы. Он награжден медалью Министерства обороны РФ «За разминирование», награду вручал министр обороны Сергей Шойгу. К большому несчастью семьи, Дмитрий рано ушел из жизни.

Сейчас у Валерия Петровича и Татьяны Егоровны Рохтымовых уже три внука и четыре внучки, старшему девять лет, а самому младшему – семь месяцев. Скучать дедушке и бабушке не приходится – каждый день внучата навещают их.

За четверть века работы в оленеводстве супружеская пара имеет немало грамот и благодарностей. И хотя из села оленеводы выезжают сейчас нечасто, все же они любят прокатиться на снегоходе в стада – теперь уже в качестве гостей.

Вениамин Горяев.
Фото автора.