В ста километрах от районного центра, среди снегов, у отрогов Лесного Урала, дымят трубы печей-очаговчетырех чумов оленеводов первой бригады сельхозпредприятия «Мужевское». Оленеводы – народ гостеприимный, охотно делятся теплом очага с приезжающими, в чем убедился и побывавший у них недавно корреспондент «районки» Иван Сандрин:

После недолгих сборов двинулись мы с проводником Андреем Озеловым из Мужей в оленбригаду №1 МСП «Мужевское». Бригада в эти дни находилась в 25 километрах от базы у озера Варчато, где местами доступна сотовая связь. Связались с ними, узнали, что нужно прикупить, ведь в чум с пустыми руками не поедешь, каждый ждет гостинец.
Андрей – сын потомственного оленевода, частенько навещает родителей в чуме, поэтому хорошо знает дорогу до стойбища. Путь предстоял неблизкий, трудности прибавляла и недавняя метель, приходилось практически заново пробивать дорогу, но все сугробы преодолели и прибыли к оленеводам.
Жизнь в стойбище идет своим чередом, пастухи окарауливают стадо, женщины ведут хозяйство в чуме. Смеркается, и загораются огни фонарей, у каждого из чумов «шелестит» свой мини-электрогенератор. Хозяйка Наталья Романовна Озелова хлопочет вокруг печки, готовит ужин для хозяев и гостей. За вкусным ужином обсуждаются дела грядущего дня, оленеводы решают, кто в какую сторону поедет для сбора основного стада, кто поедет собирать ездовых быков, которые пасутся отдельно.

Пока оленеводы работают с оленями, женщины с раннего утра уже заняты своими домашними делами. В декабре световой день короткий, и нужно пораньше, еще потемну, встать и растопить печь. У хозяек чумов работы действительно много, на их плечах весь кочевой быт.
Но вот слышатся необычные звуки -это авки. Пока Наталья Романовна угощает гостей чаем, они пришли к чуму в ожидании теплого соленого рыбного бульона с хлебом. Хозяйка, услышав звон колокольчиков, тут же выбежала на улицу – накормить и приласкать своих питомцев. У каждого олененка есть кличка.
– Вот этот беленький, с черным ошейником – Умка, он белый, как «мишка», и любит обниматься, – поглаживая авку, говорит Наталья Романовна. – А другой беленький – Лобик, они с Умкой ровесники. Темненького зовут Унт хор, что переводится с хантыйского как Лесной бычок. Он годом постарше будет, поэтому постоянно ревнует к другим авкам и толкает их своей мордой в бок, тоже требуя внимания и ласки.

Тут же, рядом с хозяйкой, крутятся маленькие будущие помощники – щенки оленегонной лайки, Лыску и Шарик. Они тоже хотят завтракать, уже норовят залезть мордочками в миску к оленятам. Но хозяйка начеку, отгоняет их, каждый питомец лакомится в порядке очереди. Щенки знают команды хозяйки и слушаются. Уже стерегут свою территорию от других авок и подают голос, если кто-то чужой подходит к чуму. И, правда, гул приближающегося к стойбищу снегохода первыми слышат и встречают гостей собаки.
Оленегонные лайки – верные друзья оленевода, без которых в лесу никак. Помощь лайки неоценима: стадо поможет собрать, отпугнет хищника, сторожит чум, скрасит одиночество на дежурстве. Питаются они по режиму, собак не перекармливают, иначе лишний вес будет мешать бегать за тысячным стадом оленей. Собаки могут нянчиться с малолетними детьми, лайка – первый друг ребенка! Собаки всегда живут на улице, у них есть свои домики, сооруженные из лапника ели. Но в самый лютый мороз даже самому строгому хозяину становится жалко своего питомца, и его пускают погреться в чум. Вот такие помощники есть у каждого оленевода! Хорошая рабочая собака, с хорошими генами стоит дорого. Если сука ощенилась, то на каждого щенка уже заранее есть «бронь». Обычно рабочую собаку меняют на важенку.
Дождавшись хозяина, Семена Александровича Озелова – отца проводника Андрея, мы поехали до красивой горной речки Танью, что за не менее красивым и величественным озером Варчато. Там оленеводы на осенний период ставили сети. Ведь питание нужно разнообразное: не только мяса, но и рыбки хочется. «Протоптав» дорогу после метели, проверив сети, снимают их с уловом. Дальше стадо нужно гнать в сторону реки Саях, близ деревни Вершина-Войкар, поэтому времени для рыбалки больше не будет, да и ездить далековато.
– По сравнению с прошлыми годами лето выдалось урожайное, обычно каждое лето засуха, воды не хватает оленям. А нынче мы летовали по реке Лагорта, пойма которой увлажненная, и зелени много. Телята и самцы на глазах набирали вес, особенно было заметно по рогам, как они красиво и широко разрастались. Это значит, что питание у поголовья хорошее и полноценное. В целом, если сравнить прошлые сезоны, то в этом у нас «копыткой» олени болели минимально. Бывает, в жару чуть ли не половина стада хромает. Конечно, сказывается своевременная вакцинация и лечение поголовья.

И это очень хорошо, – делится пастух Семен Озелов. – А вот осень нас немножко подвела, была затяжной, и снега мало было. Пришлось ждать заморозков. По камням много не наездишься – все полозья нарт сотрешь.
Но, дождавшись холодов, быстро, без проблем и заминок прошли через ущелье. Быки упитанные, нагрузки даже не почувствовали. Уже на этой стороне, на Лесном Урале, пришлось притормозить в ожидании ледостава.
В этом году убойная кампания в МСП «Мужевское» проходит по новым санитарно-ветеринарным правилам. К новому оленеводы , привыкают не сразу, и поначалу без радости восприняли эту новость. Но деваться некуда – пришлось подстраиваться. Близ райцентра на «картофельном поле» смонтирован современный модульный убойный цех. Первой доставила оленей для сдачи на мясо по новой технологии бригада №5, оленеводы которой после просчета и выбраковки привезли их несколькими рейсами на вездеходе. Следом настала очередь бригады №2, оленей уже привозили на грузовых «Уралах» со стороны деревни Вершина-Войкар. Очередь до бригады №1 дойдет еще не скоро, перед ней сдадут продукцию «сынские» бригады.
Сейчас оленеводы просчитали стадо, отделили оленей для убоя. По словам бригадира Виталия Озелова, летовка прошла отлично, олени паслись на ягельном маршруте, и поэтому они хорошо нагуляли вес, упитанные.
В этом году планируют сдать на убой даже больше, чем в прошлом году, – порядка 170 голов. Правда, беспокоит то, что пока ждут очереди, олени могут потерять в весе, да и хищники не дремлют.
– Действительно, пока мы ждем своей очереди, к нам уже начали подкрадываться четырехлапые «забойщики» – следы росомах видел неподалеку от пасущегося стада, – говорит Семен Александрович. – По глубокому снегу этим хищникам легче догнать свою добычу. А дни короткие и темные, нам бы сейчас быстрее сдать оленей на убой. А чтобы охотиться за хищниками, нужно ехать в райцентр для получения лицензии.
Зарплата оленевода зависит от того, сколько они сдадут оленей на убой. Чем больше их будет и упитанность лучше, тем выше будет доход семьи кочевника. А пока остались считанные дни до завершения годового цикла в оленеводстве и встречи Нового года.

Иван Сандрин.
Фото автора.