Александре Васильевне Макаровой из села Овгорт – 85 лет!

Хрупкая женщина в нарядном национальном хантыйском платье и платке смущенно принимает гостей из районного центра по случаю своего юбилея. К такому вниманию она не привыкла, оттого стесняется и едва слышно, будто оправдываясь, повторяет, что совсем не говорит и не понимает по-русски.

Александра Васильевна родилась 19 января 1935 года в селе Азовы. На её детство выпали военные годы. Воспоминаний страшных у женщины практически не осталось, своим детям она рассказывала лишь, что приходилось много работать, помогать взрослым на покосе. Держали корову, которая помогла избежать испытания голодом.

Вскоре семья перебралась на Сыню, и жизнь Александры Васильевны оказалась на долгие годы связана с деревней Нымвожгорт, что в двенадцати километрах от Овгорта.

Женщина и правда практически совсем не говорит по-русски, с домашними общаясь лишь на родном языке. Её «ниточка» с внешним, русскоговорящим миром – дочь Любовь, которая хорошо знает жизненный путь мамы.

– Мама училась в Овгортской школе, жила в интернате, окончила шесть классов, – рассказывает Любовь Филипповна, – замуж вышла за нашего отца Филиппа Николаевича Макарова. Рыбачили, охотились, своих оленей держали. Зимой жили в лесу, в чуме, летом уезжали на рыболовецкие пески.

Первым в семье родился сын Константин. Он всю жизнь был оленеводом, и только выйдя на пенсию, сменил кочевой образ жизни на оседлый. Следующей появилась дочь Лариса, которая тоже посвятила себя исконно северному промыслу – оленеводству. Сын Игорь, дочери Вера и Ольга пошли по стопам отца, став рыбаками. Любовь, четвёртый по счёту ребёнок для своих родителей, двадцать пять лет проработала в Овгортской школе-интернате младшим воспитателем. Дочери и двух сыновей, к большому несчастью, уже не стало.

Девять детей родила и воспитала эта слабая внешне, но сильная духом женщина. За родительский подвиг Александра Васильевна Макарова награждена орденом «Материнская слава». Его и другие награды, к сожалению, погубил случившийся в 2005 году пожар. Сохранилось лишь удостоверение, волей случая оказавшееся с другими документами на хранении у дочери.

Жили дружно, в уважении, помогая друг другу, как и бывает в многодетных семьях. Дети учились в школе и жили в интернате, с нетерпением ожидая каникул, чтобы вновь вернуться в родную деревню.

– Что мальчики, что девочки и зимой, и летом помогали на рыбалке, по хозяйству, приглядывали за младшими, – вспоминает Любовь Филипповна. – Но и для игр всегда время находилось. В Нымвожгорте в то время жили несколько семей, но все многодетные. Мама была очень работящая, умело и с хозяйством справлялась и нас организовывала.

Оглядываясь на материнский пример, дети создали свои большие и крепкие семьи. У старшей дочери девять детей, у других брата и сестры – по пятеро, в семьях у самого старшего сына и Любови Филипповны родилось по трое ребятишек.

Александра Васильевна всегда в национальном платье, платке, любит украшения с хантыйскими орнаментами. Раньше, когда здоровье позволяло, шила сама все – от суконного платья до ягушки.

Филиппа Николаевича не стало в его шестьдесят пять. С выходом на пенсию он еще десять лет продолжал рыбачить, умер от тяжелой болезни. С того времени Александра Васильевна живет в поселке.

– Не могу сказать, кто из родителей строже нас воспитывал, – вспоминает дочь. – Мы росли в любви и нежности, и в ответ родителей уважаем и так любим!

Валентина Никитина.
Фото Татьяны Паршуковой.