Мы побывали в гостях у оленеводов на местах их летних стоянок в горах Полярного Урала

Предпоследний понедельник лета выдался серым, пасмурным. Запланированный рейс вертолёта по маршруту Овгорт – Полярный Урал, летевший для проведения досрочного голосования, вот-вот могли перенести на другой день из-за неблагоприятной для полёта погоды.

23 августа началось досрочное голосование в труднодоступных и отдалённых территориях по выборам окружного Заксобрания и депутатов Районной Думы. А уже на следующий день члены Овгортской участковой комиссии № 1206 засобирались в долгий путь. В зоне их ответственности – четыре бригады сельхозпредприятия «Мужевское». Третья, четвертая, пятая и шестая: летом они базируются в горах, местах, окончательно оторванных от цивилизации.

Этот вертолётный маршрут, № 1 из одиннадцати по досрочному голосованию в труднодоступных местах, один из самых трудных на Ямале. Путь пролегает через горные ущелья, и это накладывает запредельный уровень ответственности на экипаж вертолёта. Пилоты отмечают, что главная сложность – в непредсказуемых ветряных вихрях. От лётчиков требуется не только контролировать силу и направление порывов, но и прогнозировать положение машины, чтобы её не «прижало» к скалам. И всё же в обозначенный день рейсу суждено было осуществиться. К одиннадцати часам дня небо сжалилось, тучи разошлись, обнажив долгожданную ясную голубизну.

Как найти среди горных массивов места стоянки оленеводов? Главный человек в салоне вертолёта – опытный проводник. Эдуард Кириллович Макаров знает маршруты каслания и уже много лет сопровождает вертолётные рейсы в оленбригады. В прошлом зоотехник, он рассказывает, что ориентация ведётся по горным рекам и отдельным вершинам.

– Сейчас проще – у оленеводов есть спутниковые телефоны, они периодически выходят на связь, сообщают, где находятся, – рассказывает проводник.

Первая посадка вертолета – в бригаде № 6. Здесь «на хозяйстве» оказались только женщины и дети, мужчины уехали в стада. Процесс организации места для проведения выборов «в полевых условиях» отлажен. Члены УИК Михаил Лонгортов и Надежда Недошовенко оперативно раскладывают переносной столик, необходимый для оформления документации и выдачи бюллетеней, второй – для избирателей, закрывают ширмой, чтобы сохранить тайну голосования. С собой переносной, опечатанный с соблюдением всех правил, ящик для бюллетеней. И даже здесь, за тысячи километров от пандемии коронавируса, обязательно следование мерам безопасности. Участники голосования облачаются в маски, перчатки, используют антисептические средства. Краткий, но подробный и ёмкий инструктаж, и только после этого избиратель приступает к проставлению заветных «галочек».

Следующая остановка – пятая бригада. И здесь дома оказались лишь женщины и дети. Мужчины заняты текущими делами в стаде. О том, что в ближайшие дни прилетит вертолет с членами избирательной комиссии на борту, знали, но вместе с тем гости, хоть и задержавшиеся меньше чем на полчаса, для обитателей стойбища – событие. Женщины одни на хозяйстве уже больше десяти дней, мужчины приезжают за продуктами, переодеться и снова возвращаются к стаду. «Никаких трудностей, мы привычные уже!» – сказала Ольга Гавриловна Лонгортова. Двадцать три года они с мужем каслали в четвёртой бригаде, первый сезон здесь. Заново пришлось привыкать, изучить маршрут каслания, но вместе с тем, рассказывает женщина, к этому они и стремились, больше двух десятков лет в одной бригаде и по «замкнутому кругу» весьма «приелись».

Вновь взмывает вертолёт в небо, машут на прощание обитатели стойбища, берём курс на четвертую бригаду. Уже на подлёте замечаем многочисленное оленье стадо. Вот показались и аккуратные чумы. Все дома. Гостей встречают приветливо, шумно. За развёртыванием мобильного «избирательного участка» обмениваемся парой фраз о текущих делах. Здесь бригада будет стоять ещё пару месяцев. Погода нынче, можно сказать, угодила. Дождей было мало, гнус досаждал несильно. Мужчины пригнали стадо близко к чумам. Замираем в изумлении, услышав топот тысяч копыт, от которого содрогается земля под ногами, и утомленное фырканье оленей, наблюдаем, как они начинают кружить, заворачиваясь в «хоровод». Звенят колокольчика на шеях «направляющих» оленей, добавляя звуков к гомону летнего солнечного дня. Видимо можно бесконечно смотреть на три вещи. Первые две вы знаете, третья – на то, как бегут олени.

Заключительная точка маршрута – третья бригада. Нас с опаской встречают дети, думая, что прилетевший вертолёт намерен забрать их в школу, но когда мамы объясняют, кто мы такие, успокаиваются, посматривают с интересом. Здесь голосует, в том числе, самый старший избиратель маршрута – Галина Павловна Лонгортова. Ей уже шестьдесят пять лет и она давно на пенсии. До этого всю трудовую жизнь проработала во второй оленеводческой бригаде, и только со смертью супруга перестала каслать, живёт в Мужах. На Урал в этом году приехала впервые после длительного перерыва. Помогает детям, и, как она сама говорит – «проводит время, отдыхает».

За вертолётный рейс по оленеводческим бригадам комиссии удалось охватить двадцать одного избирателя. Членам Овгортской УИК предстоит ещё две поездки. Одна – в деревню Ямгорт. Другая – многодневная и невероятно трудная.

Этот маршрут по гортам – Нымвожгорт, Вытвожгорт, Оволынгорт, Евригорт, Тильтим. Река обмелела, поэтому членам комиссии предстоит «путешествие» продолжительностью в два-три дня, – отметил председатель УИК №1206 Михаил Лонгортов.

Всего же по Шурышкарскому району проложено одиннадцать маршрутов для проведения голосования в труднодоступных деревнях, гортах, на рыболовецких песках и в оленеводческих бригадах: один вертолётный, остальные – речным транспортом.

Огромное спасибо членам участковых комиссий, которые, несмотря на трудности, выполняют маршруты, едут в любую погоду и проводят досрочное голосование. Период досрочного голосования касается всех участковых комиссий, кроме Питлярской, поскольку питлярские оленеводы в это время находятся на территории другого субъекта – Республики Коми, – уточнила председатель районной ТИК Екатерина Шахова.

Прощаемся с чумработницами, летим в Салехард на заправку вертолёта и возвращаемся в Овгорт. Не представляем даже, сколько за спиной осталось километров трудного, опасного маршрута. Только появляется мобильная сеть – хватаемся за телефоны. С нетерпением проверяем мессенджеры и социальные сети, за семь часов без сети накопились непрочитанные сообщения. А где-то там остались люди, которые «вне зоны доступа» внушительную часть жизни. И там, вдалеке от суеты цивилизации, само время течёт по-другому.

Валентина Никитина.
Фото автора.