Зоя Ивановна Куртямова привыкла отмечать день своего рождения 15 мая, так записано в документах. Но настоящая дата появления её на свет – 6 мая. В прежние времена такое расхождение в числах встречалось часто

Местом рождения записали деревню Анжигорт, хотя семья там не жила, а лишь проходила рядом по кочевым тропам. Родилась Зоя в семье Ивана Павловича и Марии Ивановны Сандриных (девичья фамилия мамы – Озелова) в 1946 году. Родители – потомственные оленеводы, она с восяховской стороны, он – мужевский.

Детей у супругов было четверо. Старший сын Роман, затем Екатерина, следом Зоя, младшая – Федосья. Дети появлялись друг за другом с разницей в три года. А старший сын и моя героиня и вовсе родились в один день. Детство Зои прошло в чуме, и вспоминает она его как счастливое и беззаботное время. В стойбище всегда было много детей, жили дружно. До сих пор поддерживает общение она с семьей Агафьи Ивановны Семяшкиной. Те – коми по национальности, но кочевали вместе. Разницы в обычаях, укладе и языке не ощущали. Напротив, кое-что перенимали друг у друга. К примеру, коми всегда возили с собой православные иконы, в скором времени стали и ханты устанавливать образы рядом с языческими идолами.

Первым горестным испытанием, что выпало на долю Зои, стала смерть отца. Он ушёл, когда ей было пять, но в памяти сохранился день похорон. И то, как по щекам бежали горячие слезы, а сквозь тоненькие пальцы падали на землю из ладоней леденцы.

После этого мама с детьми перебрались в деревню Выемгорт, это от Мужей километров тридцать пять будет, между Новым Киеватом и Анжигортом, сейчас она пустует. Когда пришло время учиться в школе, девочка стала жить в мужевском интернате. Окончила 7 классов и дальше учиться не стала. Бабушка с дедушкой к тому времени состарились, им требовалась помощь. Отважная девчонка одна ездила за продуктами на лошади до Киевата и даже Мужей. Но работы в маленькой, в пять домиков, деревушке, естественно, не было. И тогда Зоя приняла решение перебраться в Мужи.

Сначала работала на звероферме, потом перешла в меховую мастерскую при КБО. Шили бурки, шапки, тапочки, малицы для оленеводов, нюки. Люди товар брали хорошо. Здесь же работал сапожник, подшивал обувь. Всё – от выделки шкур до шитья – делали вручную. Но таким трудом Зою было не напугать, с детства умела обращаться она с ниткой и иголкой, и в этом заслуга мамы. А вот бабушка к шитью была холодна. Над происхождением её и предков родственники уже долгое время ломают головы. Известно, что они носили фамилию Шонь. Зоя Ивановна вспоминает, что у бабушки было веретено, нижняя одежда из мониста, то есть из монеток, и красивые голубые глаза: все это для наших мест диковинно. В чум ехать зимой она отказывалась, боялась холода, оставалась одна в деревне. Однажды в Мужи приезжали лаборанты из Санкт-Петербурга, Зоя Ивановна сдала кровь на определение национальности. Анализ показал наличие европейских «корней». Вопрос, какой же национальности были предки бабушки, еще предстоит разгадать.

Вскоре девушка познакомилась с будущим мужем. Владимир Александрович Ребась работал зоотехником. Какое-то время супруги каслали вместе. Когда умерла бабушка, Зоя Ивановна забрала к себе в поселок маму и деда, к этому времени как раз от совхоза выделили просторную трехкомнатную квартиру.

Владимир Александрович Ребась, первый муж Зои Ивановны, работал зоотехником. Трудно представить, сколько тысяч километров проехали они вместе, каслая от зимних пастбищ к горам Полярного Урала

Первой у молодоженов родилась дочь Алла. Следом – сын Евгений, младшенькая – дочь Саша. Она родилась 10 июля, а уже через два дня не стало главы семейства. Он так ни разу и не увидел свою дочь. Это было убийство: бессмысленное и беспощадное. Оно произошло 44 года назад.

– Это сделал знакомый. За что он его так? Мы вместе работали с женой того человека, она умоляла не предпринимать ничего, чтобы дети не пострадали. А как же мои дети, которые без отца остались? Было расследование, но наказания никто не понес. И это до сих пор меня тревожит, – Зоя Ивановна задает в пустоту вопросы, которые теперь уже навсегда остались без ответа.

Одиннадцать лет женщина жила одна, растила и поднимала детей. Пока не свела судьба с Иосифом Никифоровичем Куртямовым. Он, тоже уж три года как овдовел. Второй брак Зое давно предсказала мама. Однажды ей приснился сон, в котором она видела избранника дочки: «Но не узнаю его, значит, не с наших он земель». Иосиф Куртямов – уроженец Сыни. Стали каслать вместе. Супруг бригадирствовал в шестой бригаде. Когда ему «стукнуло» пятьдесят, а Зое Ивановне было на семь лет меньше, родилась дочь Маша. Поздний, долгожданный и обожаемый ребенок.

– К выписке из роддома папа в Мужи не приехал, из больницы на руках нес меня старший брат Женя. Ему уже было 18, учился в Салехарде на зоотехника, а Алле двадцать – она училась в медицинском училище. Оба приехали домой, чтобы встретить меня из роддома. Мама рассказывала, что в тот же день, после выписки отправились в каслание. Я появилась на свет 13 апреля, снег уже таял, время поджимало. Торопились так, что сменить пеленку новорожденной возможность у мамы только к ночи появилась, – рассказывает Маша.

Старшие с мамой и отчимом уже не ездили, а младшую дочку Александру – ребенка, рожденного и выросшего в поселке – брали с собой в каслание. И это для неё – самые яркие и сильные эмоции детства. Саша быстро нашла общий язык с Иосифом Никифоровичем, обожала караулить оленей.

Своим рождением Маша, можно сказать, связала между собой две большие семьи – детей мамы и папы от первых браков. Пришло время рассказать о каждом из них. Алла, старшая мамина дочь, всю себя посвящает медицине. Сейчас работает медсестрой с врачом-фтизиатром. Евгению нынче было бы пятьдесят, но двадцать лет назад его не стало. Его сыну Владимиру было всего четыре годика, когда они с мамой Фаиной остались одни. Саша в 17 лет вышла замуж, в восемнадцать родился сын Дмитрий. Вместе с мужем поступили в медицинское училище, потом в академию. Супруг Александр Леонтьевич Нензелов работает эндокринологом и фтизиатром, она – в терапии. После Димы на свет появились Кирилл, Макар и долгожданная доченька Эвелина, которой сейчас три года.

На руках у родителей первенец, дочка Алла. Сейчас она уже сама мама троих детей

У отца от первого брака остались пять дочерей и сын. Антонина, самая старшая, умерла после продолжительной болезни, покинули этот свет Алёна и Виктор. Витя был оператором телекомпании «Ямал-Регион». Он погиб при кораблекрушении во время служебной командировки в 2009 году. В честь журналистов, утонувших в тот день, в Овгорте названа улица. Римма всю жизнь проработала медицинской сестрой в Овгорте, младшие дочери Лида и Полина трудились в оленеводстве. Все общаются, живут дружно, ездят друг к другу в гости. До 1 класса Маша и родители прожили в тундре.

– Я счастлива, что выросла на «чистой» земле, видела места, где не ступала нога человека, – рассказывает Мария. И тут же вспоминает случай из детства. – Однажды меня оставили в гостях у брата Жени, он уже работал зоотехником. Повел он меня прогуляться, камни забавные показать. Идем, а под ногами черника гроздьями висит. Я прошу его остановиться, наесться ягоды. Он сам торопится и меня торопит. А на следующий день ливень пошел и всю ягоду побил. Долго я еще ворчала и брату выговаривала. Детство было у меня насыщенное, эмоциональное.

– За Уралом так хорошо, красота, горы рядом, чистая вода, простор, – добавляет мама.

Так и трудились, пока в бригаде не случился разлад. Бригадиром Иосиф Никифорович был требовательным, уважал дисциплину. Это пастухам не нравилось, думали, что и без крепкой бригадирской руки смогут справиться. Куртямовы еще несколько лет поездили пастухами во второй бригаде, а потом и вовсе приняли решение уйти отдыхать. А дисциплина, как оказалось, решает все, и вскоре шестую бригаду, сильно подрастерявшую в численности оленей, объединили с соседней.

Маша пошла в подготовительный класс Мужевской школы, с нуля освоила русский язык. Не привыкший сидеть без дела Иосиф Никифорович устроился сторожем на звероферму. Зоя Ивановна работала буфетчицей в инфекционном отделении, другие подработки брала, но больше шила на заказ бурки, ягушки.

15 мая Зоя Ивановна отметила 75-летний юбилей. В праздничный день в гостях побывали члены большой семьи, делились новостями, говорили теплые слова. И в том, что семья эта так крепка и едина – огромная её заслуга! Обсудили и ближайшие планы – завершить строительство домика в Старом Киевате. Там хорошо – и за ягодами можно, и на рыбалку, и отдохнуть. Места хватит всем!

Валентина Никитина.
Фото Татьяны Паршуковой и из личного архива З.И. Куртямовой.