Потомственный оленевод Михаил Ильич Лонгортов попал в ряды солдат, заброшенных в Афганистан. Полтора года службы прошли в мотострелковом полку

Пожалуй, каждый человек, где бы он ни родился, до глубины души любит свою родину. И куда бы человека ни заносила судьба, он всегда помнит свои корни и старается вернуться к ним. Так и герой нашей публикации, повидав мир, разные республики Советского Союза, вернулся обратно в свой любимый сынский край.

Михаил Ильич Лонгортов родился 7 марта 1963 года в оленеводческом стойбище близ деревни Тильтим, в многодетной семье потомственных оленеводов Ильи Ефимовича и Елены Андреевны, в девичестве Тогачевой. Дети оленеводов с детства приучаются к труду. Михаилу, третьему ребенку из шестерых, как самому старшему сыну, пришлось помогать отцу в нелёгком труде оленеводов.

Когда пришло время отправиться в школу, Михаила, как и всех его ровесников, определили в школу-интернат в Овгорт. Там и окончил десятилетку в 1981 году. Осенью этого же года пришла повестка. Михаила Ильича призвали в армию.

– В Тюмени в распределительной части из строя вызвали меня и Бориса Пырысева, – вспоминает Михаил Ильич, – это мой одноклассник, он уже успел поступить в ГПТУ г. Лабытнанги, но служба снова свела нас вместе. Так мы и попали в «двухсотую» команду. Перед этим, конечно, нас расспросили, есть ли дома родные, кормильцы и т.д. И этой же ночью на поезде нас отправили в Туркмению, в город Таджен.

В Таджене новобранцы проходили «учебку» в танковых войсках. Там же и приняли присягу. Вместе с ними был еще один земляк, ныне покойный, Данил Миляхов. В этой части они находились около полугода. Солдатам не говорили, куда их направят на дальнейшую службу.

– После «учебки» нам сказали, мол, в Чехословакию или в Германию поедете служить, – рассказывает Михаил Лонгортов, – но, мы уже догадались, куда нас отправят. Конечно, я хотел продолжить службу с земляком и одноклассником, вместе все же легче переносить тяготы службы. Но в группу, с которой меня отправили в Ашхабад, земляки не попали.

В Ашхабаде – столице Туркмении – был пересыльный пункт, откуда группа советских солдат вылетела в Афганистан, город Кабул.

– Только прилетев в аэропорт Кабула, осматриваясь, видя людей в незнакомой форме и с оружием, стало не по себе: куда я попал? – делится впечатлениями собеседник. – Тут мне и предстояло провести все оставшиеся полтора года службы. Здесь меня распределили в 180-й мотострелковый полк.

Главной задачей солдат была охрана дорог, блокпостов и сопровождение грузов. Дороги проходили в горных местностях. Колонны, проезжая по серпантину, могли быть подбиты боевиками в любой момент, поэтому нужно было охранять эти участки.

– Самый свой первый боевой выезд я запомнил на всю жизнь: мы сопровождали колонну с бензовозами. Представляете, какая опасность возгорания топлива, тем более в зоне, где проходят боевые действия? Мы ехали по ущелью и тут, как гром среди ясного неба, обстрел. Пули летят с гор, с разных сторон, не разберешь, откуда! Боевиков не видно, мы отстреливались вверх, вслепую. Сверху, с гор, мы как на ладони, – с волнением вспоминает Михаил Ильич. – Я был наводчиком танка, а заряжающим у нас был узбек Рустам, он отстреливался с ЗШК, тогда его и ранили. Командир дал мне команду вызвать санинструктора. Я вылез из люка из-под танка и по-пластунски дополз до соседнего БТР, где находился медбрат. Но рана оказалась смертельной… так и не спасли боевого товарища. По нашему сигналу на подмогу прилетели наши боевые вертолеты, и временно ужас закончился. Когда ушли в укрытие, осознал полностью, что значит война. Никому не пожелаешь такого…

На втором боевом выезде, 29 октября 1982 года Михаил Ильич получает осколочное ранение в роговицу правого глаза и попадает в госпиталь. После поправки опять вступает в строй. И, как совпадение, ровно через год после ранения, 29 октября 1983 года Лонгортову подписывают приказ на демобилизацию. Уже перед отъездом из воинской части на дембель награждали отличившихся солдат. Среди них был и Михаил Ильич: наш земляк был удостоен высокой награды – ордена Красной Звезды.

Путь домой проходил через множество республик Советского Союза, ведь ехали на поезде с самой столицы Туркмении. Сослуживцы были разных национальностей с разных республик, но война их сплотила, они стали как братья.

– 11 ноября 1983 года я прибыл в Мужи и сразу же направился в военкомат, тогда военкомом был В.Д. Марников. Доложил ему о прибытии, сделал отметку и с чувством выполненного долга направился домой к родным, – рассказывает Михаил Лонгортов. – После, конечно, были планы поступить в мединститут в Тюмень, но дело предков взяло верх. И как старший сын продолжил нелёгкий труд отца. Тогда и престижно было работать в оленеводстве.

Михаил Ильич проработал в оленеводстве 32 года. Со своей спутницей жизни Натальей Михайловной имеют четырех дочерей и двух сыновей.

В настоящее время Михаил Ильич на заслуженном отдыхе, проживает в Овгорте. Многодетный отец получил субсидию на застройку дома, но обещанный к сдаче в 2017 году дом не был сдан – недобросовестный застройщик не выполнил свои обязательства. Ветеран боевых действий, ветеран оленеводства проживает в доме, признанным аварийным. И очень хочется, чтобы человек с честью выполнивший воинский долг, жил в хороших условиях!

Иван Сандрин.
Фото из архива “СП”.