Умело нанизывая на нитку одну бисеринку за другой, мастерица из Ямгорта создаёт уникальные украшения

Колокольчики, ирисы, лилии, незабудки: аккуратно перебираю сложенные в сундучок творения мастерицы. У неё на хранении их осталось совсем немного. Свои работы она с лёгким сердцем дарит близким, продаёт. У каждой женщины, девушки и девочки в семье Валентины Васильевны Рочевой в шкатулке с украшениями обязательно найдётся хоть одно сделанное её талантливыми руками. Увлечение рукоделием зародилось в детстве. Наблюдая за мамой, которая неустанно вязала и вышивала, Валюша, сама того не осознавая, переняла тягу к творчеству.

Мама моя мастер, конечно, первоклассный. Вязала крючком скатерти, покрывала, подзоры – декоративные накидки на кровать. Все полотенца в доме были украшены кружевом и вышивкой. Как бы мама не была занята, она находила в рукоделии отдушину. Мне маленькой выдаст лоскуток, я своим куклам пытаюсь одежонку сшить, – рассказывает женщина.

Её детство прошло в городе Ухта Коми АССР. Мама одна воспитывала дочь и двух сыновей. Валя шесть дней в неделю проводила в платном интернате, в воскресенье приезжала домой. В школе увлечение разными видами прикладного искусства усилилось благодаря талантливым педагогам. Моя собеседница вспоминает, как школьники, выполнив домашнее задание, не неслись гурьбой на улицу, а старательно шили, вышивали и вязали.

С бисером – своей самой большой страстью – Валентина Васильевна познакомилась во время учёбы в педагогическом училище Салехарда: до этого бисер не видела и, тем более, не пробовала плести. Окончательная и бесповоротная влюбленность в это ремесло пришла от дочерей. Они учились в Овгортской школе-интернате, на уроках труда знакомились с азами рукоделия. Приезжали домой, показывали хитрости маме. Так «заразили» её любовь к бисероплетению.

У девочек был прекрасный педагог Мария Александровна Ковалёва. Старшую дочь она научила вязать на спицах, может любую схему прочитать и связать всё что угодно. Средняя шьёт и плетет из бисера, младшая дочь крючком вяжет. И это большая заслуга преподавателя. Позднее мы с Марией Александровной стали снохами, она и меня многому научила, – рассказывает хозяйка дома, пока я листаю её портфолио – толстую папку с фотографиями работ. Осознание, что каждое сплетённое украшение стоит запечатлеть на память пришло не сразу, поэтому первых работ мастерицы уже не увидеть. Однажды, посчитав схемы, она выяснила, что изготовила больше ста пятидесяти видов изделий. Некоторые сплела единожды, другие повторяла неоднократно. Колье «Незабудки», к примеру, заказывали целых четырнадцать раз.

Каждому своему творению Валентина Васильевна подбирает «имя»: галстук «День и ночь», украшения «Лохматая лилия», «Льдинки». Любит экспериментировать с формой и цветом. Случаются, конечно, и неудачные опыты. Она выносит из своей комнаты портновский манекен, на котором красуется ожерелье из ромашек.

У меня была задумка изобразить ромашки в радостном, солнечном тоне. Не получилось, цвета подобрала неверно, буду переделывать, – огорчается рукодельница. Удивляюсь, как по мне – украшение идеально и смотрится гармонично, но автор заметит в своей работе отклонение даже на полтона. Случается, что работа уже в процессе изготовления откладывается в «долгий ящик». Одну такую мастерица делала три года. Объяснение простое – не лежит душа. Такой заготовке нужно дать время, и в определённый день и час она обязательно будет завершена.

Начинается украшение с задумки художника. Идеи Валентина Васильевна черпает из интернета и журналов. Затем сама рисует схему, определяется с цветами. Закупить материал для мастеров, живущих в отдалённых деревушках, целая проблема. Привлекаются все близкие и друзья, которые едут на «землю». Однажды в местный магазин по ошибке, выгрузив в Ямгорте вместо Овгорта, привезли партию бисера. Для местных искусниц это был праздник. Заказывая в интернете, чересчур дорогой выходит доставка, поэтому, имея возможность посетить магазин товаров для рукоделия, закупаются впрок. Предпочтения отдаются ходовым цветам. Самые популярные – белый и чёрный. Другие стараются брать сразу в нескольких оттенках. Качественного чешского бисера не сыщешь днём с огнём, покупают аналоги, но бисеринки часто разного размера и формы. Ещё нужна прочная капроновая нить и удобная фурнитура. Валентина Васильевна использует замочки из двух закручивающихся половинок. Иногда плетёт на леске. Чаще это национальные ханты украшения. Такое изделие смотрится грубее и держит форму, но есть и «обратная сторона медали» – когда мастерица переходит с ряда на ряд, леска перегибается и может сломаться.

Ямгортская рукодельница старается следить за модой. Научилась плести чокеры – короткие ожерелья, герданы – колье, своей формой напоминающие украшения народа ханты. Кроме цветочных нет-нет, да промелькнут в её творчестве национальные мотивы. Такие работы, как отмечает автор, пользуются большим спросом. На них она изображает мамонтов, оленей, лосей и орнаменты.

Желание человека купить украшение – самая большая для меня похвала. Значит, очень уж оно ему понравилось. Приятно видеть своё изделие на ком-то. Свои работы я узнаю из тысяч. Иногда со мной советуются, спрашивают какое украшение подойдёт к той или иной одежде. Но заказывают меньше, чаще покупают готовые изделия, которые представляю на выставках, ярмарках, – говорит женщина.

Однажды её работы выставлялись на фестивале в городе Ыб Республики Коми. Сама она при этом не присутствовала, но хранит приятные отзывы, которые оставляли посетители. Была персональная выставка и в «Коми избе» села Мужи. После неё поступило более сорока заказов, которые Валентина Васильевна выполняла почти два года.

Покупателям мастерица даёт советы. Украшение рекомендует носить с однотонной одеждой, но что хозяйке удастся эффектно скомбинировать его и с пёстрым нарядом, не исключает. Если колье лежит неровно, нужно положить его под небольшой пресс. Хранить такое украшение стоит в коробочках и шкатулках, тогда они не потеряют форму. Собирая украшения на капроновую нить, автор даёт гарантию на прочность. Правда случается, что некачественный бисер острыми краями перетирает нить. Порванное украшение можно отремонтировать.

Как говорит сама Валентина Васильевна, «бисерит» она по вечерам. Большое украшение сплетёт за неделю, хотя на скорость влияет много факторов. Зимой любит работать в сельской библиотеке, там хорошее освещение и разговоры с подругами. Бисер – «монополист» в её творчестве. Пробовала и вышивку, и вязание крючком, и плетение из бересты – ни к чему не родилась такая влюблённость, как к скрупулёзному бисероплетению.

Самую запоминающуюся и масштабную работу назвать не может, признаётся, что возможно пока её ещё не сделала. Сама свои украшения не носит. Пробовала плести бисерные браслеты, броши и серьги. Получается хорошо и нарядно. Главная проблема – подобрать удобную и качественную фурнитуру.

– Всё с застёжки начинается! Браслеты придумала делать на резинке, чтобы можно было самому себе на запястье надеть. Другая проблема появилась – резинка не пролазит в ушко бисерной иглы. Брошку на обычной булавке тоже не сделаешь, она легко расстёгивается, можно потерять украшение. Для серёжек важна швенза, – сетует Валентина Васильевна. Но кажется, что очень скоро и изготовление этой бижутерии займёт прочное место в её жизни. А решение проблемы с застёжками мудрая мастерица обязательно найдет.

Валентина Никитина.
Фото Татьяны Парушковой.