Мало кто знает, что в нашем районе есть маленькая деревушка с удивительным названием – Лангивожи, что в переводе в ханты языка означает «беличий посёлок». В старину жители этих мест промышляли белку

Мы попросили рассказать о прошлом и настоящем Лангивожей старосту этого населённого пункта Сергея Егоровича Нялимова во время его визита в Мужи. На прошлой неделе он приезжал в райцентр, чтобы получить куб обрезной доски в рамках регионального стандарта минимальной материальной обеспеченности лиц, ведущих традиционный образ жизни КМНС.

Все свои 53 года Сергей Егорович Нялимов проживает в родной деревне Лангивожи. Наверняка, мало кто из жителей нашего района слышали о существовании такого селения и знают, где оно находится. В переводе с хантыйского Лангивожи переводится как «беличий поселок». На старых советских картах деревня обозначена избами, а рядом находится протока Лангивожъёган.

Деревня расположена на левом берегу реки Большая Обь между Горками и Хашгортом. Расстояние до Горок составляет 30 км. Сергей Егорович рассказал, что раньше избы строили в разных местах, так как местные жители меняли места промысла из-за уровня воды. Занимались рыбалкой и охотой, тогда деликатесной рыбы было в изобилии, как и пушного зверька, на которого активно вели промысел – белковали, а шкурки сдавали.

Семья родителей Егора Алексеевича и Варвары Афанасьевны Нялимовых была большая, восемь детей. Четверо из них уже умерли. Сестра Сергея Нялимова – Раиса Егоровна Русмиленко сейчас живет в Лопхарях, а три брата – Сергей, Владимир и Геннадий остались жить в родной деревне. Владимир живет с супругой Мариной Ивановной (Тоголмачевой), их сын сейчас находится в зоне СВО.

Закончив восьмилетку в Горках, Сергей вернулся в Лангивожи, к тому времени не стало старшего брата, и ему пришлось взять на себя хозяйство. Он, как и многие местные рыбаки, устроился рыбаком в сельхозпредприятие «Горковское». Тогда жили в Лангивожах и другие семьи, но в начале 90-х они оставили деревенский быт и перебрались в поселки. Сейчас в период летнего сезона сюда приезжают рыбаки из Горок и до конца путины осуществляют рыбодобычу, а уловы сдают на ближайший холодильник.

Все взрослое население ближайших рыболовецких деревень работало в Горковском совхозе, рыбаков было много, а сейчас не больше шести человек – три брата Нялимовых да хишпанские – Вячеслав и Тимофей Тояровы и Денис Мошкин. Ведут промысел рыбы на Большой Оби, выборочно разрешенную рыбу сдают, а зимой рыбачат только для собственных нужд.

– В этом сезоне не заключал договор на летнюю путину, так как был вынужден заниматься ремонтом, – поделился Сергей Нялимов. – Ещё при большой воде буквально за три дня дом покосился, думали, что еще сезон простоит, но нет. Берег на три метра смыло и одно бревно сместилось, а сам нижний венец бревен пришел в негодность. Этот дом еще совхозная бригада строителей возводила 30 лет назад. Обращались к главе сельадминистрации в устном и письменном виде в оказании помощи, нужно было всего несколько бревен – с разбора старых зданий. Но не удалось взять материал, так как спецтехникой все переломали. Спасибо Сергею Шахову, он позвонил и сообщил, что с разбора очередного старого здания можно будет забрать необходимый материал для ремонта. Вот всё лето и занимались домом.

За продуктами и хлебом жители деревни по мере необходимости ездят закупаться в Горки, хотя ранее пекли сами. Связь с поселками постоянно поддерживается, так как мобильная сеть неплохо ловит сигнал. Вся женская работа в деревне держится на супруге брата Владимира – Марины Ивановны.

Оставлять родную деревню Лангивожи и переезжать в поселок Сергей Егорович не думает, потому как не представляет иной образ жизни.

– А куда ехать-то? – рассуждает рыбак. – Тут мне тоже один куноватский знакомый говорит, мол, надо переезжать, чего, мол, в лесу на одни ёлки смотреть. А там большое разнообразие что ли? Телевизор смотреть на диване? Что ещё без работы в селе делать? Во всяком случае, это точно не для меня. Я вот сегодня уже второй день в Мужах, а мне уже скучно и быстрей домой хочется. У нас-то забот всегда хватает: заготовка дров, воды, рыбалка, охота. Если так посчитать, сколько только в нашем районе деревень опустело, где когда-то бурно кипела жизнь: люди держали скот, были магазины и пекарни… Кому скажи – не поверят! Тарас Констатинович Мошкин, Михаил Фёдорович Тырлин, Данил Яковлевич Тырлин, Василий Степанович Тырлин, Гаврил Семёнович Тырлин – они все на таловой стороне жили близ Хашгорта. Сейчас эти избы пустуют, все разъехались. Как смотреть на то, что жизнь в деревнях угасает? Возможно, как на неизбежность. Но лично я не готов менять образ жизни, уж так сложилось с детства. Конечно, с тех пор кое-что изменилось, и до нас дошли блага цивилизации, но домашний деревенский уклад и первозданность природы еще сохранились. И мне это по душе!